"Технологическая устойчивость: стратегия развития" - главная тема нынешнего форума. Именно над решением этой задачи бьются многочисленные технологичные компании, представившие на выставке, проходящей в рамках TNF, свои инновационные изделия и технологии. Ну а над созданием стратегии развития российской энергетики до 2050 года, которая должна быть разработана и принята до конца этого года, трудятся не только ученые, чиновники, специалисты-практики: в ее обсуждении, как подчеркнул, выступая на пленарном заседании, министр энергетики РФ Сергей Цивилев, участвует и широкая общественность.
"Есть такие постулаты: при хорошей стратегии и плохой тактике будет медленный путь к успеху. Плохая стратегия при хорошей тактике - это быстрый путь к поражению. Поэтому стратегические вопросы мы должны очень тщательно продумать. На чем сконцентрироваться, что выведет нашу страну, нашу экономику совершенно на другие горизонты? - рассуждает Цивилев. - Будущее - это создание новых технологий, тиражирование их на всей территории Российской Федерации и продвижение в дружественные страны. И многие компании этим энергично занимаются".
Интересно, что непосредственно к нынешнему форуму Центр социального проектирования "Платформа" провел исследование состояния и проблем ТЭК. В числе прочего респондентов просили оценить устойчивость отрасли по 10-балльной шкале. Средний балл 5,75 социологи охарактеризовали как "самый умеренный оптимизм в ситуации тотального внешнего давления". Это существенно ниже результатов массовых опросов, отражающих стереотипное восприятие нефтяников как априори богатых и успешных. То есть оценка дана объективно, без прикрас. И все же она оптимистична.
Этот оптимизм, по мнению министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, обусловлен тем, что работу по повышению технологической устойчивости мы начали давно - в 2014 году, после первых же санкций. С того момента определен перечень оборудования, которое необходимо локализовать. 160 позиций из него уже освоены, и хотя впереди еще большая работа, процесс идет. Государство активно поддерживает производителей, используя и традиционные субсидии на НИОКР, Фонд развития промышленности, кластерную инвестиционную платформу и другие механизмы. Кроме того машиностроителям помогают с продвижением и сертификацией продукции на внешних рынках, потому что нужно стремиться к технологическому лидерству в более широком масштабе, чем позволяет рынок внутренний. От этого в том числе будет зависеть успех новой индустриализации, которую мы сейчас переживаем, уверен Алиханов.
На уровне субъектов РФ - свои подходы и стратегии. И на таких форумах как TNF, проводящихся уже много лет и позволяющих оценить ситуацию в динамике, очень хорошо видна эффективность региональных мер.
"Чтобы быть устойчивым, нужно на что-то опираться, а лучше иметь как минимум три точки опоры. В нашей Тюменской области при выстраивании своей промышленной политики мы опираемся на промышленность, квалифицированных заказчиков и на науку. Сегодня на территории региона сосредоточены более 70 промышленных предприятий, которые специализируются на производстве нефтегазового оборудования и оказании нефтесервисных услуг. Какие-то были здесь исторически, они развиваются и модернизируются, и очень большое количество вновь создаваемых", - говорит губернатор Тюменской области Александр Моор.
Промышленно-энергетический форум TNFНаучные и исследовательские центры тоже обосновались здесь исторически, со времен начала освоения недр Западной Сибири, и всегда развивались в связке с нефтегазовым комплексом. Сегодня в Тюмени два опорных вуза, 15 научно-технологических и исследовательских центров крупных компаний ТЭК - это серьезный интеллектуальный потенциал, который как раз и призван обеспечить отрасли технологическую независимость.
"Какая роль отводится нам, региональной власти? Я считаю, что наша задача благодаря эффективным мерам поддержки выстраивать коммуникации между промышленностью, заказчиками и наукой. У нас есть для этого уникальные инструменты, к примеру, субсидии на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые мы предоставляем компаниям региона только в одном случае - если к разработке нового вида продукции привлекался тюменский вуз. В целом в регионе сформирован благоприятный инвестиционный климат. Об эффективности поддержки бизнеса свидетельствует высокое третье место области в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности", - с гордостью подчеркивает глава региона.
По словам Моора, наиболее яркий пример эффективного взаимодействия государства и всех участников рынка - модель тюменского нефтегазового кластера. Она позволяет заказчикам находить ответы на операционные и технологические вызовы, а промышленникам - работать напрямую с заказчиками. Сейчас в это объединение входят уже 168 предприятий из 24 регионов Российской Федерации, и с каждым месяцем их полку прибывает.
Развитие научного направления - тоже в фокусе внимания властей региона. Для этого в Тюмени строится межуниверситетский кампус. Он будет активно вовлечен в исследования по направлениям технологического инжиниринга и создания новых материалов. Для этого будет создана вся необходимая лабораторная инфраструктура. Также в регионе приступают к реконструкции и созданию одного из самых крупных в России промышленных технопарков на базе бывшего завода ДСК-500, который станет местом проведения исследований и испытаний новых образцов высокотехнологичной продукции, в основном, конечно, ориентированной на нефтегаз, перечисляет Александр Моор.
"Мы видим, что выбранная нами стратегия доказала свою эффективность, поэтому будем придерживаться ее и в будущем", - говорит губернатор.
Взаимопонимание с властью, благоприятные условия для бизнеса обеспечивают развитие не только добывающих и нефтесервисных компаний, но и, например, глубокой переработки углеводородов. За последние годы в ряде регионов страны, в числе которых и Тюменская область, построены крупнотоннажные мощности, создана производственная база нефтегазохимии. Это позволило России по выпуску базовых полимеров с 16-17 места в мире подняться на 6-7-е и удовлетворить базовые потребности страны в такой продукции, которую раньше на 60 процентов Россия импортировала, отмечает генеральный директор "Сибура" Михаил Карисалов. И если раньше отечественному бизнесу было проще и выгоднее купить готовые изделия или как минимум технологии за рубежом, то за последние годы удалось сломать этот подход, и, да, санкции в этом плане сыграли положительную роль. Потребители теперь все чаще готовы покупать российское, при этом в стране стало появляться большое количество наукоемких производств, R&D-центров, конструкторских бюро, создающих эффективные отечественные решения, в том числе и для ТЭК.
"Сегодня у нас в портфеле 250 марок синтетических материалов и каждый год мы вводим от 30 до 40 новых. Это десятки, а иногда и сотни тысяч тонн дополнительного спроса. В итоге в прошлом году 74 процента нашей выручки сгенерировано за счет продаж на внутреннем рынке. В этом году мы рассчитываем, что эта цифра будет около 80 процентов", - говорит глава тобольского нефтехимического гиганта.
Говоря о роли ТЭК в целом, Сергей Цивилев сделал акцент на том, что энергетика толкает вперед развитие экономики. И если эта отрасль не развивается опережающими темпами, она становится ограничительным фактором для развития всей экономики.
Продуманная, выверенная энергетическая стратегия и технологическое развитие топливно-энергетического комплекса окажет глобальное влияние на многие регионы, огромные территории, которые сегодня в значительной степени завязаны на ТЭК. Так, губернатор Югры Руслан Кухарук сделал акцент на необходимости продолжать и развивать меры господдержки компаний, готовых вкладываться в разведку, разработку технологий и собственно добычу трудноизвлекаемых запасов углеводородов - так называемых ТРИЗов, доля которых в общих объемах добычи с каждым годом увеличивается. Эффективность налоговых преференций очевидна: они способствовали сокращению импортозависимости добывающих компаний в части оборудования, нефтесервиса, программного обеспечения в среднем с 50 до 10 процентов. Продление таких льгот или разработка новых инструментов господдержки позволит бизнесу эффективно осваивать месторождения ТРИЗов.
"Есть амбициозные планы, и мы обязательно придем к шельфовым проектам. Но у нас еще очень много ресурсов под ногами. Это сложные запасы, которые мы пока не можем взять из-за совокупности технологических, налоговых, регуляторных ограничений. И мы двигаемся дальше на север, уходим на новые отдаленные месторождения, при том что в той зоне, где у нас построены города, электростанции, аэропорты, железные дороги, работают предприятия с династиями газовиков и нефтяников, извлекаемые запасы газа еще измеряются в триллионах кубометров, - рассуждает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.
По его словам, эти громадные запасы можно и нужно вовлечь в оборот и не в перспективе после 2030 года: решения нужны в ближайшие годы, чтобы планировать, как будут жить северные города - станут сокращаться или, наоборот, получат новый импульс. Если измерять эффект в налоговых поступлениях или вкладе в ВНП, то это триллионы рублей. Нужно создать необходимые условия, и это будет иметь системный эффект для всей страны, резюмирует глава арктического региона.