Развитие любительского велоспорта сейчас набирает обороты, людей становится все больше, календарь соревнований расширяется, организаторы велостартов вместе с ростом участников и популярности учатся делать мероприятия - процесс идет разносторонне и хочется верить, что с каждым годом будет становится все лучше.
На данный момент в центральной России два крупных организатора серии велогонок и заездов - Gran Fondo Russia и Cyclingrace. Также есть отдельные соревнования, например, раз в год по Москве и Петербургу проходит гонка La Strada от "Лиги Героев".
Как правило, шоссейный сезон (езда на улице на асфальтовом покрытии) для любителей стартует в районе майских праздников, а заканчивается в конце сентября. В 2024 году спортсмены собирались на четырех групповых гонках в Москве, семи в Московской области - среди них были живописные трассы Рузы, Вереи, Волоколамска, Ногинска, Серпухова и Лотошино. Также поклонники велоспорта приезжали в Ярославскую и Тульскую области. Кроме того, гоняли в Северной столице и Ленинградской области.
Помимо групповых соревнований, когда все участники уходят в гонку одновременно, в календаре встречаются раздельные старты: то есть гонщики проходят заданную дистанцию индивидуально, каждый начинает свой заезд с интервалом в 30 секунд от предыдущего. Победитель - тот, кто преодолел маршрут с лучшим временем.
Как правило, дистанции гонок идут от 95 км и больше. То есть любитель должен уметь поддерживать внимание, концентрацию, скорость, а главное - физические силы - на протяжении от 2,5 до 3,5 часов. Учитывая, что не все способны сразу на такую нагрузку, организаторы параллельно делают несколько маршрутов так называемых велозаездов - один всегда совпадает с длиной гонки, а два других идут с меньшей протяженностью. Именно с заездов рекомендуется начинать свой соревновательный опыт в велоспорте, учиться в них держаться в группе и сохранять скорость, отрабатывать технику владения велосипедом и тестировать необходимое питание для себя в течение всего времени. И только потом уже пробовать свои силы в гонке с более опытными и скоростными участниками.
Из главных требований для участия как в гонках, так и в заездах - наличие исправного шоссейного велосипеда, шлема на голову и медицинской справки. Для гонщиков еще могут потребовать страховку, обычно это прописывается на сайте организаторов перед покупкой слотов.
В целом стандартный набор "правильной" экипировки любителя должен выглядеть так:
- контактные велотуфли (то есть специальная обувь с шипами на подошве, которые пристегиваются к педалям - так ездить и быстрее, и безопаснее, если научиться использовать). Правда, в велозаездах разрешается использовать и обычную спортивную обувь, но не в гонках.
- шлем (очень важный элемент, качеством которого не стоит пренебрегать, сама видела, как хороший шлем спасал людей от трагичных последствий)
- велотрусы (специальные обтягивающие шорты или лосины с вшитым мягким элементом для комфорта от долгой езды на жестком седле шоссейных велосипедов)
- джерси или куртка строго по фигуре для лучшей аэродинамичности. Также сзади джерси есть карманы, куда обычно спортсмены складывают питание на дистанцию - спортивные гели, детские пюре, мармелад, бисквиты типа "Барни", батончики и бананы.
- солнцезащитные очки - лучше выбирать с глубокими линзами, закрывающими и боковую часть лица для защиты от ветра и "слепых" зон при встречном солнце.
Дополнительные вещи - жилетки, перчатки, подшлемники, бафы и пр - уже подбираются опционально, по желанию и личным предпочтениям, а также погодным условиям.
Выходить на массовые групповые старты не страшно. Первое время волнительно, но быстро адаптируешься. Уже через несколько мероприятий начинаешь лучше понимать, за чьим колесом лучше не "сидеть", как спрятаться от ветра, какую передачу подобрать на спуск и подъем. Но, конечно, в групповых гонках многое может в один момент пойти не так. Поэтому готовым надо быть ко всему, а также постоянно учиться и совершенствоваться в правильной и грамотной езде и быстрой реакции, чтобы и со своей стороны не доставлять проблем участникам.
Для этого, например, только в Москве сейчас уже существуют свыше 20 велоклубов. К следующему сезону, могу предположить, их станет еще больше. Среди самых известных и крупных - Russian Cycling Academy (RCA), HBFS, Zubov Team, Volga Union, Impulse Team, RedLava Team, Serpantin, SlowFlow, Legion, Skill UP, Bang и другие. В основном, все базируются в велосипедной мекке города - Крылатском, где есть условия для комфортных тренировок практически круглый год. Кроме того, для самостоятельной езды существуют много различных маршрутов недалеко от города - все их можно обнаружить в специальных спортивных приложениях и сообществах. Поэтому найти единомышленников и велодрузей не проблема, было бы желание.
Соревновательный велосезон 2024 года на шоссе закрыт: 22 сентября прошла заключительная гонка и спортивный праздник в подмосковной Рузе. Календарь на 2025 год появится через несколько месяцев. Среди анонсов - возможно пройдет первый старт многодневки "Две столицы" - заезд между Санкт-Петербургом и Москвой с пересечением таких городов, как Тверь, Великий Новгород, но окончательной ясности пока нет. Любителям остается запастись терпением и продолжать тренировки, потому что каждый год велоспорт становится конкурентнее, а значит можем смело рассчитывать на ловкие, интересные, хитрые и неожиданные развязки по ходу и на финише соревнований. А чтобы это увидеть, можно приходить и болеть за спортсменов, потому что велоспорт - это действительно очень красиво и динамично.