Сейчас найти управляющую организацию (УО), которая возьмется за обслуживание аварийного дома, непросто. Зачастую УО отказываются управлять такими домами из-за убыточности этой деятельности. Большинство открытых конкурсов на право управления аварийным жильем, проводимых муниципалитетами, остаются несостоявшимися.
В то же время число таких домов постоянно увеличивается, отмечают авторы законопроекта. Содержание аварийного здания весьма затратно, поскольку риск возникновения нештатных ситуаций существенно выше, чем в обычных домах. А собственники жилья в нем финансово неспособны вносить плату за содержание дома в экономически обоснованном и достаточном размере. Это влечет системное ухудшение состояния таких домов.
В результате, отмечают инициаторы поправок в Жилищный кодекс, в аварийных домах услуги или работы по содержанию и ремонту общего имущества или вообще не оказываются, или выполняются в ненадлежащем формате.
Сегодня существует проблема, связанная с профессиональным управлением многоквартирными домами с высоким износом или аварийными, говорит директор ассоциации НП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая. Обычно это дома, непригодные для проживания и не подлежащие реконструкции и капитальному ремонту, и в таких домах проживают люди до их переселения. В большинстве таких домов не все коммунальные услуги предоставляются или предоставляются с низким качеством, но в то же время из-за огромных затрат на такие дома плата за содержание может экономически обоснованно превышать плату в домах с низким износом, говорит она.
"Такие дома УО боятся брать в управление, так как для лицензиата выполнение стандартов управления, содержания и ремонта такое же, как и для новых домов, что в принципе нерентабельно, и в этом нет необходимости, - говорит Вепрецкая. - Главное, что требуется в таких домах, - обеспечить безопасность проживания. А значит, оперативно должна работать аварийно-диспетчерская служба и технические службы, фиксирующие и устраняющие критические изменения".
Законопроект предполагает, что будет создан реестр организаций для управления аварийными домами. И если дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а жители не выбрали способ управления домом, то власти региона отдадут здание в управление компании из реестра. Договор управления будет заключен без проведения конкурса. Кроме того, управляющей организации, как предлагается законопроектом, могут возмещаться недополученные доходы за счет средств региона.
Компенсация выпадающих расходов управляющей организации позволит избежать перекрестного финансирования работ в аварийных домах за счет хороших домов, отмечает Вепрецкая.
Этот порядок может вступить в силу с марта 2025 года. Как предполагают авторы законопроекта, он позволит регионам оперативно принимать оптимальные решения, связанные с управлением аварийным жильем, снизить количество жалоб от жителей этих домов и предотвратить дальнейшее стремительное ветшание домов.