Загадочный возраст
Автор этих строк видел шоу Андрея Дидуха не раз и не два. Перья, самые знаменитые скалы в "Столбах", находятся на перекрестке главных туристических маршрутов нацпарка, поэтому пройти мимо пожилого человека, который на глазах у десятков, а иногда и сотен зрителей буквально бегает по 40-метровой отвесной скале, невозможно. И первый же вопрос, возникающий у каждого: неужели в таком возрасте можно исполнять подобные трюки? Можно, если у вас столько же энергии, сколько у нашего героя. Стоять на месте Человек-Паук, судя по всему, не может, поэтому все полтора часа беседы мы очень-очень быстрым шагом ходим вокруг бывшего зооуголка "Столбов", где сейчас расположена база отдыха.
Так сколько вам лет, Андрей Андронович?
Андрей Дидух: Кто только не пытался мне приписать лишние годы. Доходили слухи, что называют и 70, и 80 лет, а иностранцы в Тае вообще договаривались до 90 с лишним. Я, конечно, чувствую себя отлично, но не думаю, что в 90 лет хоть кто-то сможет лазать по скалам. А вот настоящий возраст позвольте оставить в секрете: это же часть моего шоу. Пусть люди и дальше гадают, как такой старик устраивает подобные номера. Это ж еще и моральный посыл моих трюков: я пропагандирую здоровый образ жизни, доказывая, что, если будете его придерживаться, сможете на пенсии вытворять такое же.
То есть ваше шоу - это не просто цирковые трюки, но и пропаганда?
Андрей Дидух: Конечно. Сказывается работа в детском доме - я ж там почти всю карьеру провел тренером-педагогом. Сразу после техникума хотел токарем пойти, но меня вовремя старшие товарищи предупредили: когда весь день стоишь на ногах, колени, как и ноги вообще, приходят в негодность очень быстро. Тогда я и устроился в детский дом, где сразу почувствовал: это мое. Вообще, на мой взгляд, цель жизни любого человека - сделать мир чуточку лучше, светлее. И работа с детьми, которые больше никому не нужны, как нельзя лучше позволяет это сделать. Не хочу сказать, что мне удалось каждого из учеников наставить на путь истинный, но знаете, как тепло становится на душе, когда меня покажут по ТВ, а следом звонит бывший ученик: "Андрей Андронович, я тут говорю коллегам, что вы мой учитель, а мне не верят - подтвердите, пожалуйста". Это значит, что человек в своем кругу, похваставшись близостью к спортивному учителю, уже не сможет что-то нездоровое делать - его коллеги же и будут укорять.
Как же вы решились на ваше нынешнее специфическое увлечение?
Андрей Дидух: А это тогда же все и началось, как я стал педагогом работать. Познакомился со спелеологами, побывал во многих пещерах края, потом пришел на "Столбы", уже обладая некоторым опытом альпинизма. Здесь я увидел мужчину, который спускался по скале вниз головой, и был от этого то ли в шоке, то ли в восторге. Захотел непременно повторить. На тренировки ушло около трех лет, и в 2004-м я уже делал примерно то же самое. Однако к шоу перешел не сразу. Просто стал искать, что же я могу сделать хорошего на пенсии. Пытался строить, озеленять... а потом, когда на моих восхождениях и спусках стали собираться зрители, я понял: вот оно.
Мамочка! Скала не держит!
Вы сами разработали программу шоу?
Андрей Дидух: Ну да, только это громко сказано: разработал. На самом деле все элементы появлялись постепенно, от реакции зрителей. Поскольку активнее всего они реагируют на мнимую опасность, то в программе все больше рискованных трюков, а я еще и сам нагнетаю. Например, сейчас я на подъеме громко жалуюсь, что "... скала мокрая, а я перчатки не надел!". Народ кричит: "Андрей Андронович, не надо, спускайтесь! Даже не вниз головой!" Тогда я, уже успев добраться до вершины, начинаю спускаться и кричать: "Мамочка! Скала не держит!" Делаю вид, что лечу вниз и ору: "Т-а-а-а-а-н-я (хотя никакой Тани внизу нет), зови МЧС! Я падаю!" И все в восторге! Все же хотят острых ощущений, только чтобы опасность не для них была. Правда, некоторые очень близко к сердцу принимают: бывало, женщины и дети плакали, а все их успокаивали: да он шутит! В итоге спускаюсь и спрашиваю: ну что, напугал? Все подбегают, обнимают - ты же супергерой.
Свое шоу вы показываете не только в Красноярске, но и в Таиланде. Как так вышло?
Андрей Дидух: Однажды поехал с коллегами туда на отдых, и выбрали район Краби. Потому что это мировая Мекка альпинистов: в Краби очень много мелких островов, покрытых скалами самой разной высоты и формы. Можно в одной точке отрабатывать маршруты самой разной степени сложности. Я полазил по местным скалам без страховки, попал на глаза и местным, и туристам, увидел, что заинтересовал, и решил, что можно работать и здесь. Вот и работаю.
Говорят, вы и за границей - суперзвезда?
Андрей Дидух: Так уж и супер (улыбается). Ну да, интерес большой. Забавно, помню, было дело - местный полицейский увидел, что я лажу без страховки, и пригрозил меня оштрафовать, даже чуть в участок не забрал. А на следующий день был у скал уже не в форме и с женой и просил с ним сфотографироваться. Потом не раз случалось, когда сторонняя экскурсия проходит, ведет ее какой-нибудь американец и начинает фантазировать: "Этот дед живет на вершине скалы, в пещере, и никогда не спускается на землю". Ну а когда я все-таки спускаюсь, с исполнением своих трюков, ко мне сразу бегут экскурсанты из той толпы. Кричат: "американо", "итальяно", "Чикаго" - всем хочется, чтобы я был из их мест. Потом подбегают русские и кричат: мы сразу поняли, что вы русский! Мне даже жена не раз говорила, что ее гордость распирает от того, что именно русский делает на скалах такое, что не делает никто.
А техническая разница в шоу есть между красноярским вариантом и тайским?
Андрей Дидух: Есть. У нас скалы вулканические, твердые и гладкие, чуть ногу или руку не туда поставил - может соскользнуть. Там, в Краби, не гранит, а известняк, значительно мягче и слегка шершавый. На нем гораздо легче держаться, поэтому я могу и на одной руке повисеть, и попрыгать по скалам, и флаг своим телом изобразить, "развеваясь" на ветру. Наверное, потому и фильмы стали про меня снимать, называя Russian Spiderman. И американцы снимали, и европейцы.