26.09.2024 05:01
Экономика

Развитие малой авиации позволит решить проблему транспортной связанности

Текст:  Сергей Набивачев
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №217 (9459)
В 2026 году планируется начать выпуск долгожданного самолета "Байкал", он же ЛМС-901. Об этом заявил заместитель председателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Новая машина придет на смену легендарному, но устаревшему Ан-2. Она призвана в том числе помочь решить проблему транспортной доступности, которая весьма актуальна для Дальнего Востока. Тем более что у макрорегиона большие планы по экономическому развитию, социальным проектам, росту турпотоков. Без мобильности людей на огромных расстояниях их реализацию представить трудно.
Для жителей отдаленных северных территорий авиатранспорт является единственной возможностью попасть на "большую землю". / t.me/vladislav_kuznecov
Читать на сайте RG.RU

"Байкал" на Амуре

Производство самолетов "Байкал" запустят в Хабаровском крае. Мощность нового предприятия составит до 20 единиц техники в год. Строительство производственного корпуса идет на территории опережающего развития в непосредственной близости к аэродрому "Дземги" и авиастроительным мощностям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в Комсомольске-на-Амуре. Работы на стройплощадке планируется завершить до конца 2025 года. Выпуск самолета начнется после успешного проведения разработчиком программы летных испытаний, рассказали в краевом министерстве промышленности и торговли.

По словам Юрия Трутнева, стоимость "Байкала" удалось снизить до 260 миллионов рублей, а требуемую для воздушного судна длину взлетно-посадочной полосы - укоротить до 350 метров. Это снимет ряд ограничений для эксплуатации самолета на территории ДФО.

- В 2026-м он полетит в той или другой версии. Сейчас очень важно добиться того, чтобы эта версия была именно той, которая нужна людям. Потому что самолет должен быть безопасным, не очень дорогим и способным садиться на короткую полосу, - отметил Юрий Трутнев.

ЛМС-901 "Байкал" - легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования на местных воздушных линиях. Он рассчитан на перевозку до девяти пассажиров или до двух тонн груза на 1,5-3 тысячи километров. Самолет будут использовать также для проведения лесопатрульных, спасательных, сельскохозяйственных, мониторинговых работ.

/ Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Связанность в приоритете

В прошлом году президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить к 2030-му пассажиропоток на рейсах внутри Дальнего Востока до уровня не менее четырех миллионов пассажиров. В 2023-м этот показатель составлял 2,3 миллиона человек, причем 1,5 миллиона пришлось на перевозки между региональными центрами.

Заместитель главы Минтранса РФ Владимир Потешкин заявил, что обеспечение транспортной связанности населенных пунктов ДФО - одно из приоритетных направлений деятельности ведомства.

- По нашим оценкам, парк самолетов авиакомпаний, выполняющих перевозки в ДФО, должен составить к 2030 году не менее 223 единиц, из которых на местных воздушных линиях - не менее 134, региональных - 52, ближне- и среднемагистральных - не менее 37, - сказал Владимир Потешкин.

По его словам, до 2030 года в рамках федерального проекта "Развитие опорной сети аэродромов" предусмотрена реконструкция 29 аэродромов и капитальный ремонт еще 26. Будут обновлены аэровокзалы в аэропортах федеральных казенных предприятий на Камчатке и Чукотке, в Якутии, Хабаровском крае, Магаданской и Амурской областях.

Путин: Надо обновлять аэродромы в ДФО и поддерживать льготные перевозки

Ненужный крюк

Пожалуй, в ДФО нет региона, для которого проблема транспортной доступности стояла бы так остро, как для Чукотки. Ее с остальной частью страны не соединяют постоянно действующие автомобильные или железные дороги. Окно морской навигации достаточно короткое - два-четыре месяца. Получается, что только авиация и способна соединить автономию с другими частями страны на постоянной основе.

- Вместе с тем регион развивается. Мы сейчас безусловный лидер на Дальнем Востоке с точки зрения инвестиций в основной капитал, - рассказал губернатор Чукотского АО Владислав Кузнецов. - У нас очень серьезные планы по развитию минерально-сырьевого комплекса. В округе находятся крупные месторождения золота, серебра, ртути, реализуется крупнейший в стране проект по добыче меди. Затраты - практически триллион. Есть и сопоставимый проект по олову, который полностью закроет потребность в импорте.

Это все при том, что территория Чукотки исследована лишь на 30 процентов. Естественно, подобные проекты и связанные с ними изменения социально-экономической обстановки потребуют совершенно другого качества транспортных коммуникаций по сравнению с тем, что есть сейчас. Владислав Кузнецов, выступая на полях ВЭФ, рассказал, как он добирается из столицы ДФО Владивостока домой. Сначала нужно доехать до Хабаровска и уже оттуда на самолете в Анадырь. Понятно, что подобные транспортные схемы не способствуют частому посещению Чукотки представителями крупного бизнеса.

Владислав Кузнецов поставил задачу, чтобы из каждого населенного пункта автономии хотя бы раз в неделю летал самолет или вертолет в административный центр. Это потребует утроения субсидирования, поскольку экономически обоснованный тариф невероятно высок.

Чукотка будет использовать беспилотники для северного завоза

- Мы очень ждем программы поддержки по субсидированию внутренних перелетов. Это принципиальная основа развития нашей экономики, - заявил Кузнецов.

Дискриминационное состояние

Региональная авиация никогда не будет коммерческой, считает гендиректор АО "Авиакомпания "Аврора" Константин Сухоребрик. Если в поселке проживают 150 человек, то туда будет летать вертолет - машина дорогая, тем более что сейчас идет обновление авиапарка.

- Цена вертолета Ми-171А3 - в районе 1,5-1,7 миллиарда рублей, - привел данные Сухоребрик. - А это то, на чем мы возим пассажиров на Чукотке, Камчатке. Государство должно понять, что социальные перевозки так же важны, как здравоохранение, образование. Не будет в этих поселках ни того, ни другого, если туда не долететь. Таких населенных пунктов в ДФО, по нашим оценкам, 386. Их соединяют почти 550 маршрутов. Региональный сегмент находится в дискриминационном состоянии. А для Чукотки социальный тариф должен быть такой же, как на метро в Москве или на междугородний автобус. Потому в регионе маршруткой является вертолет. Если финансирование перелетов из Анадыря в Петропавловск-Камчатский будет осуществляться в полном объеме, то мы сможем летать круглый год, а не как сейчас, только в сезон.

Авиатранспорт ДФО