Эмодзи несут в себе проективную функцию для их отправителей: отражают внутреннее состояние, передают оттенки настроения и переживаний, заменяют тон голоса, жесты и мимику, то есть все те невербальные элементы, которых не хватает в текстовой коммуникации, обогащая прямой смысл слов, объяснила клинический психолог, специалист психологической платформы Alter Маргарита Прошина.
Что касается получателей эмодзи, то чувства, переданные через смайлики, наш мозг воспринимает как реальные эмоции.
"При их восприятии задействуются те же зоны мозга, что и для обработки эмоций, передаваемых во время непосредственного, живого общения", - уточнила Прошина.
Например, "лайк", поставленный на сообщение, воспринимается в качестве согласия или подтверждения, а отсутствие эмодзи-реакций можно расценить как невнимание и даже излишне сухое деловое общение.
"Эмодзи влияют на создание определенного имиджа у собеседников, который может как соответствовать действительности, так и не слишком отражать реальные характеристики человека, но при этом влиять на отношение к нему. Впрочем, то же самое происходит и в живой коммуникации: с помощью мимики, жестов и других невербальных сигналов мы всегда, намеренно или нет, формируем определенное впечатление о себе", - подчеркнула собеседница.
Разница здесь лишь в том, что сигналы, которые мы передаем через эмодзи, более подконтрольны. Если пользователю грустно, но он не хочет это показывать, то просто не станет отправлять "плачущий" смайлик. В реальной же жизни человека может выдать дрогнувший голос или микромимика.
Прошина добавила, что по тем смайлам, которые человек чаще всего отправляет, можно также предположить некоторые характеристики его личности (экстраверсия или интроверсия, открытость или сдержанность), стиль общения (неформальный, расслабленный или более строгий, официальный) и социокультурные особенности (например, возраст). Что касается последнего примера, то это особенно интересно: в частности, зумеры, родившиеся в период с 1997 по 2012 года, считают вычурные художественные средства дурным тоном, а потому предпочитают комбинацию "живой язык + эмодзи", отметил главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов.
Также, дополнил эксперт, последнее десятилетие называют эпохой постиронии или метаиронии, когда основная часть шуток произносится рядовыми фразами серьезным лицом. В онлайн-общении это можно распознать как хамство, поэтому шутки стало принято сопровождать эмодзи-маркерами.
Говоря о миллениалах, Харитонов сказал, что им, как правило, лень осваивать огромное и постоянно расширяющееся количество эмодзи, а потому они привыкли ограничиваться эмодзи-смайлами "смеющегося колобка" или скобками.
"Чем больше скобок - тем ярче эмоция", - добавил собеседник.
При этом, заметил эксперт, смайлы в виде скобок распространены только в рамках стран СНГ - в США и Европе их не используют.