Эти совсем "не детские болезни" в полной мере проявились в ходе "высокой недели". Два раза Совет безопасности обсуждал ситуацию вокруг агрессии Израиля в отношении Ливана. На обоих заседаниях звучали пламенные призывы остановить эскалацию чреватую большой войной на Ближнем востоке. Но все благие намерения ушли "в свисток" - в тот день, когда премьер Израиля Беньямин Нетаньяху утром выступал на Генассамблее, израильская армия совершила очередное политическое убийство - в результате бомбового удара в Ливане погиб лидер "Хезболлы" Хасан Насралла.
Выступление главы правительства еврейского государства в Нью-Йорке с трибуны организации, призванной защищать мир, было наполнено угрозами в адрес арабских соседей. "У нас длинные руки", - предупреждал противников Тель-Авива на Ближнем востоке Нетаньяху. На двух Совбезах практически единогласно действия Израиля в отношении Палестины и Ливана подвергались яростной критике. Выступавшие призывали к немедленному признанию палестинского государства, прекращению насилия в Ливане и секторе Газа. Но дальше констатации "бесчеловечности ударов Израиля" и призывов к Тель-Авиву остановиться дискуссия не сдвинулась. Тот характерный случай, который описывает русская пословица "А Васька слушает, да ест". Хотя, по словам Лаврова, в таких случаях в распоряжении Совета безопасности ООН есть эффективные рычаги по принуждению к миру - от запрета на продажу воюющим сторонам оружия, до введения санкций. Но все подобные инициативы в отношении Израиля американцы блокируют на корню подтвердил российский министр.
"По вине Запада невозможно вести речь о какой-либо перезагрузке глобального сотрудничества, как это предлагает сделать Генеральный секретарь ООН", - констатировал на Генассамблее Лавров. К тому же даже принятые резолюции Совета безопасности не работают, а у его постоянных членов нет политической воли совместно добиваться реализации ранее утвержденных документов. Такая бескомпромиссная геополитическая поляризация развязала руки Тель-Авиву, который уже ведет речь о наземном вторжении в Ливан. Продвигаемая Москвой формула - "безопасность может быть либо равной и неделимой для всех, либо ее не будет ни для кого" находило понимание на Генассамблее, но только на словах. В реальности, в стенах ООН сохраняются и даже усиливаются атрибуты исключительно блокового мышления. Это в полной мере проявилось на встречах, проходивших на полях Генассамблеи. В мероприятиях, проводимых странами Запада, не принимала участия Россия. Тогда как на встречах с участием российских представителей не было ни европейцев, ни американцев. Единственным европейским собеседником Лаврова на нынешней "высокой неделе" стал его венгерский коллега Петер Сиярто. И это был, безусловно, мужественный поступок с его стороны.
В своем выступлении на Генассамблее Лавров значительное место уделил критике так называемого "Пакта будущего", продвигаемого по инициативе Генерального секретаря ООН. Возможно, именно потому, что при обсуждении этого документа, проявились наихудшие признаки поразившей ООН болезни - закулисное продвижение западных нарративов, отсутствие широкого обсуждения и поиска консенсуса, манипуляции ради принятия инициативы, которая, как выразился Лавров на министерской встрече G20, "достойна только упоминания и не более того". ООН производит множество программ с громкими многообещающими названиями. Но утверждают их без должного уровня доверия и согласования, а потому, как задумывались, они не работают. И служат подтверждением низкой эффективности международной организации.
"Мы не отказываемся от диалога с Западом", - заявил в ходе "высокой недели" глава российского внешнеполитического ведомства. Но, как считает Лавров, "пока там не поймут, что сама идея пытаться воевать "до победы" с ядерной державой, коей является Россия - бессмысленная и опасная", вдохнуть в ООН новую жизнь не получится. А в рамках старой организация долго не протянет. Различного рода спекуляции, подобные идее отобрать право "вето" у постоянных членов Совбеза - популизм, чья цель - закрепить уже устоявшееся доминирование Запада с помощью аппаратных игр. Например, в ходе нынешней Генассамблеи по инициативе Бразилии и Китая была создана группа из нейтральных стран, получившая название "Друзей за мир", для продвижения инициатив по урегулированию конфликта на Украине. Но на первую же встречу группы буквально напросились представители Франции и Швейцарии, которые всегда выступали агрессивными лоббистами Киева. А на Совет безопасности ООН по Украине, вопреки регламенту, пришли представители Италии, Германии и Латвии, которые не должны были присутствовать на этом мероприятии, тем более в нем участвовать. Но тем не менее им все сошло с рук.
Россия, по словам Лаврова, видит возможность "лечения" ООН в опоре всех стран на Устав организации не ради красного словца, как это делают западные политики, а с учетом всей полноты и взаимосвязанности его принципов.
По мнению министра, добиться мира на Украине невозможно без соблюдения в этой стране прав человека и устранения коренных причин конфликта. Однако в ходе нынешней Генассамблеи эти вопросы в принципе не рассматривались, и все миротворчество сводилось к сочувственным речам в адрес Зеленского, специально привезенного на Генассамблею военно-транспортным самолетом США.
Несмотря на множество упоминаний в выступлениях лидеров недееспособности Организации Объединенных наций, на нынешней Генассамблее никаких практических инициатив для поиска консенсуса при проведении будущих реформ ООН не прозвучало. Было ощущение, что "западный лагерь" взял паузу, дожидаясь итогов президентских выборов в США, которые состоятся в ноябре. Так что на следующей "высокой неделе" нас ждет дежа вю с заламыванием рук по поводу низкой эффективности Совбеза в частности, и институтов ООН в целом. А также пламенные размышления с высоких трибун о том, можно ли в 2025 году еще утверждать, что пациент "скорее жив, чем мертв".
Сергей Лавров выступил на 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН