01.10.2024 20:39
Экономика

Экономист Антон Свириденко - о способах вдохнуть жизнь в малые города

Текст:  Валерий Выжутович
Российская газета - Федеральный выпуск: №221 (9463)
Малые города и поселки городского типа России переживают не лучшие времена. Их население стремительно сокращается. Социальная инфраструктура изношена. Молодежь уезжает из-за отсутствия работы, высших учебных заведений и мест для проведения досуга. Есть ли шанс вдохнуть жизнь в малый город? Обсудим тему с Антоном Свириденко, исполнительным директором Института экономики роста им. П.А. Столыпина.
Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может. / Аркадий Колыбалов
Читать на сайте RG.RU

Мы взглянули на проблему с социальной точки зрения

Какой город можно считать малым? Есть ли официально установленные критерии?

Антон Свириденко: Официально малым в России считается город с населением до 50 тыс. человек, но понятийно сюда можно отнести города до 100 тыс. чел. и даже до 250 тыс. Когда мы делаем исследования, связанные с малыми городами, то имеем в виду и те населенные пункты, где проживает побольше, чем 50 тыс. человек.

Да, как раз недавно ваш институт провел исследование миграции из малых городов. Что оно показало?

Антон Свириденко: Дело в том, что проблема миграции из малых городов ранее рассматривалась преимущественно с количественной точки зрения. Мы впервые, наверное, подошли к этой теме иначе - провели не количественное, а качественное исследование. Выяснили, что является причиной миграции из малого города и, главное, что является причиной миграции обратной - такая тоже есть. Изучение всех факторов позволило вывести такое явление, как ценностная миграция. Получается, что материальные аргументы при выборе города для жизни хотя и играют определенную роль, но они точно являются не единственными и часто - не самыми важными. Для человека имеет большое значение возможность самореализации и получения образования, наличие социальной и досуговой инфраструктуры, заботы о здоровье. Это в целом было ожидаемым. А вот что оказалось неожиданным - так это то, что люди в принципе готовы ехать в малые города за духом большего спокойствия и упорядоченности, отсутствием пробок, более дешевой жизнью и за возможностью размеренного ритма этой самой жизни для рождения детей. Больницы, школы, центры саморазвития (прежде всего для детей), городские пространства, даже косметические салоны - как оказалось, все это может быть фактором удержания/привлечения людей в малые города. Нужно создавать для них условия. Конечно, важны транспортная доступность, внутригородская транспортная мобильность и, безусловно, точки роста. В первую очередь - роста бизнеса, потому что бизнес - это рабочие места. Чтобы привлекать людей, город должен разработать для себя стратегию уникальности, где у него будет один-два стратегических преимущества, которые будут привлекать людей. Как следствие, это обеспечит приток инвестиций и их источников.

Небольшим городам стало проще обновить парк общественного транспорта

Надо определить реальные потребности города

Малые города богато никогда не жили, но после распада СССР их положение усугубилось. С чего, на ваш взгляд, должно начаться возрождение малых городов?

Антон Свириденко: Первое, с чего следует начать, - это определить реальные потребности города. Но не формальные - из разряда "всем по поликлинике или детскому саду". Прежде всего должен быть определен тип города, его специализация, а уже отсюда становятся ясны его преимущества и потребности. Второе - это инвестиции, которые необходимы для реализации. На всех бюджета не хватит, поэтому нужны эффективные проекты долгового финансирования, возврата средств бизнесу, который работает в этих городах. Такие примеры есть в Китае (муниципальные облигации), Индии (инвестиционные фонды городского развития), США (механизм возврата средств из городских налогов). В России есть механизм инфраструктурных облигаций, но он чрезмерно централизован, крупные города забирают из него большую часть. В общем, поле для творчества в этом направлении большое.

Для городов, где нет профильных предприятий, должны создаваться новые точки роста

Многие малые города пали жертвой закрытия градообразующего предприятия, на котором держались в прежние годы. Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально. Например, в Пикалеве, где в 2009 году наблюдалась вспышка социальной напряженности из-за остановки глиноземного, цементного и химического предприятий, построены швейные цеха, где заняты около 300 человек. Уровень безработицы в Пикалеве сейчас составляет 0,74 процента и является одним из самых низких в регионе. Сколь широко может быть применим пикалевский опыт?

Антон Свириденко: Такой опыт есть не только у Пикалева. В почти моногороде Шахты Ростовской области тоже появились новые предприятия, швейные и другие фабрики. В качестве примера также можно привести Анжеро-Судженск, Таштагол, Прокопьевск. Вообще в рамках программы моногородов многое было сделано, действительно вкладывались средства в переориентацию территорий. Эта программа, к сожалению, не касается всех малых городов, где ситуация, может быть, не лучше. Но в целом для городов, где нет профильных предприятий, должны создаваться новые точки роста, можно даже выбрать специализацию и на ней сконцентрироваться. Где-то это может быть ИТ, где-то - швейный бизнес, где-то - металлообработка. Самое перспективное, конечно - малые производства, именно так небольшие населенные пункты оживают в Китае. Для развертывания малого производства сейчас не нужно слишком много сложных схем, технологически производственная схема проста и понятна. А спектр производимого - простые вещи, от зонтиков до автозапчастей, изделий из пластика и так далее.

Миграцию в принципе не остановить

По экспертным оценкам, 90 процентов малых городов теряют население, причем в основном молодое. Есть ли какие-то "якоря", способные удержать молодежь в малом городе?

Губернатор Олег Мельниченко: "Уверен, у Сердобска хорошее будущее"

Антон Свириденко: Как я уже сказал, это прежде всего инфраструктура и уникальность города. Его обустройство тоже немаловажно. Сейчас есть неплохой опыт - в принципе новые малые частные города. Там присутствует правильное планирование. Для планирования развития городов нужен мастер-план - со стратегическим анализом, вариантами, а какой именно взять за образец - уже выбирает город. Сейчас разработку мастер-планов для 200 российских населенных пунктов планирует профинансировать правительство по поручению президента, но таких мастер-планов должно быть не 200, а гораздо больше. В идеале он должен быть в каждом городе, так как посредством этих мастер-планов как раз и определяются факторы привлекательности города.

А почему, собственно, надо сдерживать миграцию молодых людей из малых городов? Пусть едут в большие города, получают образование, квалификацию, опыт конкуренции на рынке труда. Другие же люди, наоборот, готовы уехать из большого и дорогого города, где они уже испытывают дискомфорт от высокого темпа жизни. Как вам такой подход к миграции, предполагающий два встречных потока - скажем, из Каргополя в Каргополь?

Антон Свириденко: Слишком идеальный вариант. Миграцию в принципе не остановить, надо влиять на ее скорость и потоки. Молодежь всегда будет уезжать, кому-то в большом городе, "в тусовке" интереснее, с этим ничего не поделать. Когда-то молодые люди будут и возвращаться: из-за спокойствия малого города, из-за родственников. Но не должны хотеть уезжать все, как нередко бывает сейчас. И именно над этим надо работать.

Формирование городских сообществ - ключ к развитию малого города

Сегодня многие малые города, находясь под впечатлением от успеха Мышкина, Суздаля, Великого Устюга, делают ставку на туризм и сервисы, обслуживающие туристический поток. Но у нас нет столько малых городов с историческими достопримечательностями и нет столько туристов. Может, не стоит уповать на туризм, который едва ли станет градообразующей отраслью для Торжка или Боровска, а начать думать о других секторах экономики, которые надо развивать?

Антон Свириденко: Да, именно так и надо делать. Институт Столыпина как раз этой проблемой сейчас и занимается. Мы пытаемся выделить типы малых населенных пунктов: промышленные и энергетические, города логистики, туризма, межмуниципальные центры, города-спутники и так называемые "спящие города", где почти ничего нет. А для каждого города предлагаем набор мер, направлений, которые будут способствовать их развитию. Результаты исследования планируем представить в октябре.

Самое перспективное, конечно - малые производства, именно так небольшие населенные пункты оживают в Китае

А сами жители малых городов? Они предпринимают собственные усилия для формирования комфортной городской среды или только апеллируют к государству и "социально ответственному" бизнесу? Вам известны какие-нибудь низовые инициативы?

Антон Свириденко: Да, этим активно занимается Агентство стратегических инициатив (АСИ). Формирование городских сообществ - вообще ключ к развитию любого малого города. Именно там должны появляться контуры стратегии.

В России с 2008 года создаются планы комплексного развития городов. Сегодня уже 25 населенных пунктов с населением свыше 55 тысяч человек получили свои программы долгосрочного социально-экономического развития. В феврале 2024 года Владимир Путин, выступая с Посланием Федеральному Собранию, предложил разработать еще 200 мастер-планов развития городов. Планы серьезные. Есть ли реальные результаты?

Антон Свириденко: Да, мастер-планы - очень хороший и эффективный инструмент. В качестве примера их успешного воплощения можно привести Суздаль. Город обретает новые черты и жить там становится комфортнее. Хороших результатов можно ждать и в Байкальске, где также реализуется мастер-план развития.

Мишустин принял участие в форуме развития малых городов и исторических поселений

Каково реальное - без иллюзий - экономическое состояние малых городов? Не до конца ли они разрушены, есть ли что возрождать?

Антон Свириденко: Состояние городов самое разное, и это зависит от типа города. У городов-спутников состояние может быть лучше, чем в агломерационном центре. Но может быть и проблема - перегрузка транспортных путей. Хуже всего, конечно, в "спящих" городах - населенных пунктах, которые утратили изначальные источники развития. Но в целом малые города продолжают существовать. Борются за жизнь, некоторые из них находят неплохие стратегии, таких больше всего в туристическом типе городов. Но надо взяться за решение проблем посерьезнее, активнее, рассмотреть, в том числе, и перевод части средств в местные бюджеты, в бюджеты регионов, найти новые финансовые механизмы (как муниципальные облигации в Китае). Это все необходимо для того, чтобы малые города мы не потеряли. Одно из последних неплохих решений - льготная ипотека для семей с двумя детьми в малых городах, но оно охватило только города до 50 тыс., которые формально малые. Можно было бы задуматься о расширении ее и на города до 100 тыс., и до 250 тыс. человек.

Визитная карточка

Антон Свириденко - исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина. C 2013 по 2021 год был советником Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Выступал экспертом Совета Европы в сфере делового климата и противодействия коррупции. Сегодня входит в состав нескольких рабочих групп федеральных органов исполнительной власти и Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства.

Инфраструктура Промышленность Бизнес Занятость