01.10.2024 13:08
Калуга

Как общественный транспорт в ЦФО справляется с дефицитом водителей

Текст:  Александр Шиханов Анна Скрипка Елена Шулепова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №220 (9462)
С окончанием сезона отпусков жители областных центров все чаще стали жаловаться на работу общественного транспорта. Не только потому, что пассажиров осенью стало больше, - во многом это связано с нехваткой водителей. Власти проблему признают и пытаются ее решить.
В Курске повышают зарплаты водителей и ищут кадры в соседних регионах. / Владимир Аносов
Читать на сайте RG.RU

Уменьшить интервал

В Ярославле и области проблема с водителями обозначилась еще летом. Жители стали жаловаться в социальных сетях, что интервал движения между автобусами увеличился, из-за чего в салонах стало теснее, а уехать на работу из спальных районов труднее.

В министерстве транспорта Ярославской области корреспонденту "РГ" рассказали, что сейчас в регионе не хватает 20 процентов от штатной численности водителей автобусов и электротранспорта. Власти обозначили несколько путей решения проблемы.

Во-первых, квалифицированный водительский персонал ярославские перевозчики ищут на рынке труда. Правда, предложений там очень мало, поскольку рядом находятся Москва и Подмосковье, где условия значительно лучше.

Во-вторых, на территории региона организовано бесплатное обучение водителей категории D. Программа осуществляется в рамках федерального проекта "Содействие занятости". Она включает переподготовку безработных граждан и тех, кто находится под риском увольнения. Неработающие во время обучения могут рассчитывать на пособие.

Предложений на ярославском рынке мало, поскольку рядом Москва и Подмосковье, где условия значительно лучше

В-третьих, перевозчики активно взаимодействуют с министерством государственной службы занятости населения Ярославской области. На те предприятия, где наиболее велика нехватка персонала, передаются контактные данные безработных водителей категории D для адресной работы с ними. Идет работа и с автошколами, чтобы заключать с обучающимися ученические договоры.

Зарплата в транспортных организациях Ярославской области - от 70 тысяч рублей. Водителям предлагают полный соцпакет и оплачиваемый отпуск, обещают комфортный график работы. Предприятия развозят водителей от места проживания до работы и обеспечивают их спецодеждой. Иногородним водителям перевозчики снимают жилье в хостелах и общежитиях. В период обучения им платят стипендию до 20 тысяч рублей в месяц.

Парк автобусов в России может обновляться быстрее

Но дефицит водителей пока остается. Количество обращений от жителей о переполненных автобусах и длительном ожидании на остановках продолжает расти. Как сообщает правительство области, проблема дошла до губернатора Михаила Евраева.

Глава региона поручил уменьшить интервалы между автобусами в часы пиковой нагрузки. По его словам, увеличения количества транспорта для этого не потребуется, просто утром и вечером автобусы должны ходить чаще. Кроме того, в крупнейшем спальном районе Ярославля - Дзержинском - поручено увеличить количество рейсов на самых популярных маршрутах.

За счет каких резервов перевозчики должны это сделать, правительство не уточнило.

Кто поведет электробус

В Курске после масштабной реформы общественного транспорта многое изменилось. В областном центре стало меньше автобусных маршрутов, но больше самих автобусов. Кроме них здесь сохранили весь электротранспорт. К обычным троллейбусам добавились машины на автономном ходу. И парк в целом пополнился принципиально новым для столицы региона транспортом - электробусами. Водителей на этот массив техники не хватало изначально. Проблему решали и за счет невиданных прежде в отрасли заработных плат, и за счет приглашенных из других областей водителей. Однако, несмотря на это, проблема до сих пор актуальна.

Речной транспорт в Москве подешевеет с начала октября

Как отметили в областном комитете по труду и занятости, транспортным компаниям, которые занимаются городскими пассажирскими перевозками в Курске, требуются специалисты. А в целом в регионе из 10 тысяч вакансий 600 предназначено для водителей.

В министерстве транспорта и автомобильных дорог, комментируя ситуацию, сделали акцент на потребности в водителях электробусов и троллейбусов. Чтобы комфортно обеспечить маршруты первых, нужны еще три человека, для рогатого транспорта - 10. Нужны и водители автобусов, которых не хватало еще на старте масштабной транспортной реформы.

В центрах занятости соискателям называют заработную плату водителя в 100 тысяч рублей, но в минтрансе Курской области уточняют, что средний заработок таких специалистов зависит от объема работы и составляет порядка 70 тысяч.

Примечательно, что вакансий было больше, однако эвакуационные события в курском приграничье позволили закрыть их часть. Водители из числа переселенцев после небольшой подготовки трудоустроились в транспортные компании и, как отметили в минтрансе региона, сделали это в самые первые дни. Теперь они успешно трудятся на новом для себя месте.

Депутат Гусев сообщил о росте нелегальных такси

Кроме того, именно водители автобусов обеспечили масштабную эвакуацию жителей восьми приграничных районов Курской области. Десяток компаний предоставили для этого свыше 400 автобусов, и сотни водителей, невзирая на сложность, каждый день садились за руль и выезжали за людьми в опасные районы.

Глава региона Алексей Смирнов назвал зеленые "Волгабасы" символом спасения и надежды в это трудное время.

- Отдельно хочу выделить ИП Квасова и ИП Ольховикова, Курское пассажирское автотранспортное предприятие N 1, ООО "Волгоградский автобусный парк", работники которых ежедневно самоотверженно выполняли свой долг, обеспечивая в самые напряженные моменты безопасность женщин, детей и пожилых людей, - отметил курский губернатор.

Без перегрева

Реформа общественного транспорта в Калуге началась в 2019 году. В основе концепции - уход от маршруток коммерческих перевозчиков и переход к обслуживанию всех городских маршрутов силами муниципального предприятия.

Сегодня, пять лет спустя, можно говорить, что в столице региона поставленная задача выполнена: практически все пассажиры пользуются муниципальными автобусами и троллейбусами МУП "Управление Калужского троллейбуса" - убитых маршруток на дорогах осталось совсем немного. Одним из ключевых этапов этой реформы было насыщение муниципального автопарка новым подвижным составом. И за руль надо было кого-то сажать. К тому же Калужская область - один из первых регионов, где мигрантам запретили работать в общественном транспорте.

В Москве проведут эксперимент с динамическим тарифом на парковку

- В Калуге в общественном транспорте мигрантов никогда не было. В Обнинске, других городах области - да, но не у нас. Так что этот запрет никак не повлиял на наше предприятие. Нехватка кадров есть - порядка 15 процентов. Впрочем, динамика трудоустройства водителей положительная. В этом году с февраля по настоящее время к нам пришли 126 водителей, уволились за этот же период 30 человек. Кто-то пошел добровольцем на СВО, кто-то - по семейным обстоятельствам, но нет таких, кого бы не устраивали условия труда. Я бы не называл это критичной текучкой кадров. Но с удовольствием принял бы еще порядка 100 человек, чтобы работа предприятия была без перегревов, - пояснил "РГ" директор МУП "Управление Калужского троллейбуса" Вадим Витьков.

Заметим, что именно с февраля "Управление Калужского троллейбуса" запустило массированную рекламу по приглашению водителей. Соответствующие ролики крутятся на экранах в салонах автобусов и троллейбусов, на всех каналах телевидения, есть и радиореклама... Словом, из каждого утюга калужан звали работать водителем общественного транспорта. Свою роль это сыграло, конечно. Но просто позвать людей на работу мало. По словам Вадима Витькова, решение кадровой проблемы лежит в двух плоскостях - это зарплата и условия труда.

Сегодня фактическая зарплата водителя в МУП "Управление Калужского троллейбуса" - в среднем 112 тысяч рублей в месяц. Это больше, чем среднемесячная зарплата по области (около 75 тысяч рублей). Правда, из-за нехватки водителей работать приходится чуть больше нормы (норматив - 179 часов в месяц) плюс выходить еще пару раз в выходные. Впрочем, вся переработка оплачивается.

- Конкуренция за кадры сейчас большая. Сегодня и оборонка хорошо платит. Ретейл: сортировщики, курьеры - предлагает быстрые деньги, оттягивая молодых людей. Мы не экономим ни на зарплате, ни на условиях труда, - говорит директор транспортного предприятия.

Минтранс предложил ставить средства индивидуальной мобильности на учет

Помимо достойного заработка "Управление Калужского троллейбуса" предоставляет существенный соцпакет. Это и дополнительный отпуск, и компенсация расходов на обед, и материальная помощь, и много чего еще. Обучение на водителя троллейбуса бесплатное (20 тысяч рублей стипендия с предоставлением жилья в случае надобности), повышение категории вождения автобуса - тоже за счет фирмы.

- Человек на рабочем месте должен чувствовать себя достойно, - уверен Витьков. - Сейчас на конечных остановках ставим бытовки, где водитель может отдохнуть, поесть нормально - раньше в кабине обедали, а где еще? У нас сильный профсоюз, который следит за корпоративной культурой. Также немаловажный привлекающий фактор - новая техника. Со старыми автобусами не сравнить. Плюс удобства, включая кондиционер в кабине водителя. На такой технике работа в удовольствие.

И за каждого водителя на предприятии готовы бороться. По словам директора, это чистая прагматика: нет водителя - нет транспорта на улицах, не вышел автобус - нет выручки, нет выручки - не будет и водителей.

Калуга Курск Ярославль