30.09.202418:36

Парк автобусов в России может обновляться быстрее

Россияне все чаще выбирают общественный транспорт для передвижений по городу. Для этого есть целый ряд причин. Общественному транспорту выделяют специальные полосы на дорогах, а значит добираться из пункта А в пункт Б можно, минуя пробки. Плюс поездка на общественном транспорте вместо личного - это вклад в улучшение экологической обстановки. Кроме того, для того, чтобы поездки становились комфортнее, власти стараются обновлять парк общественного транспорта.

Пресс-служба ГТЛК

Один из самых популярных видов городского транспорта - автобус. По данным Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), на долю автобусного транспорта общего пользования ежегодно приходится около 60 процентов всех пассажирских перевозок.

При этом среди пассажиров автобусов существенную часть составляют граждане, имеющие право льготного проезда, что говорит о его важном социальном значении. По итогам 2023 года объем перевозок автобусами общего пользования вырос на 6 процентов к показателю 2022 года и достиг 9 миллиардов пассажиров.

По данным на конец 2023 года общий парк зарегистрированных в ГИБДД городских пассажирских автобусов в России составляет около 300 тысяч единиц. Из них на автобусы общего пользования, которые работают на маршрутах регулярных перевозок, по данным Росстата, приходится 136 тысяч единиц подвижного состава.

Более половины зарегистрированного парка приходится на малый класс. Самой распространенной маркой в малом и среднем классах является ПАЗ (83 процента парка малых и 67 процент парка средних), в большом классе - ЛиАЗ (36 процентов), в особо большом классе - НЕФАЗ и ЛиАЗ (каждый по 37 процентов).

Средний возраст зарегистрированного парка городских пассажирских автобусов в России составляет 14,6 лет. Кроме того, больше трети (34 процента или 46,4 тысячи единиц) всего автобусного парка в России, который перевозит пассажиров по регулярным маршрутам находится за пределами срока службы эксплуатации.

Пресс-служба ГТЛК

Очевидно, что такой автобусный парк требует срочной замены. И если в крупных городах, а также в двух столицах бюджет позволяет закупать новые автобусы, и пассажиры могут ездить на современном и комфортном транспорте, в регионах картина совсем иная: большая часть парка устарела и требует обновления. По данным Минтранса России, с учетом устаревания автобусного парка, а также в связи с растущим пассажиропотоком, до 2030 году потребуется закупка 40 тысяч новых автобусов общего пользования для маршрутов регулярных перевозок.

Не все региональные бюджеты смогут осилить предстоящие траты. Решить проблему призвана программа льготного лизинга городского пассажирского транспорта с господдержкой от Минтранса. С 2020 года общественный транспорт, в том числе и автобусы, по программе поставляет Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

В рамках программы региональные перевозчики получают скидки до 60 процентов на покупку транспорта. Благодаря мерам господдержки транспорт обходится регионам в рассрочку дешевле, чем при покупке здесь и сейчас напрямую у производителя.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации