Законопроект прошел первое чтение в Государственной думе 24 сентября. При этом срок предоставления поправок ко второму чтению, как отражено в системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента, определен 23 октября. Комитет Госдумы по финансовому рынку, поддержав законопроект, рекомендовал перенести его вступление в силу на 1 января 2025 года. Основная причина в том, что синхронизация с законодательством Беларуси требует корректировки сроков вступления в силу норм законопроекта. Тем более, что аналогичные изменения в Беларуси планируются как раз с 1 января 2025 года.
Документом предусматривается, что полисы ОСАГО будут выдаваться страховщиками в России и Беларуси по месту регистрации транспортного средства. Кроме того, для того, чтобы минимизировать случаи мошенничества, оператор автоматизированной информационной системы страхования (АИС) будет в режиме реального времени обмениваться сведениями, содержащими, в том числе, персональные данные, с органами правопорядка. Законопроект также предполагает, что заключение договоров в рамках системы страхования Союзного государства будет возможно и в форме электронного документа. Возить с собой бумажную копию совсем необязательно - все сведения о заключенных договорах будут доступны сотрудникам полиции.
Напомним, работа над единым законом об ОСАГО началась в апреле 2022 года, инициатором выступило Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. В июне 2023 года парламент Союзного государства одобрил проект модельного закона о едином полисе "обязательной автогражданки".Сегодня из России в Беларусь и обратно можно ездить, используя "Синюю карту", которая стала заменой всем привычной "Зеленой". Формат ее не поменялся - такая страховка очень удобна тем, кто ездит по Союзному государству нерегулярно, а, допустим, несколько раз в году. Например, в отпуск. Отсюда и цена - около 1000 рублей за 15 дней.
Появление единого ОСАГО, действие которого распространяется на Союзное государство, не будет означать его обязательного включения в стандартные полисы страхования автогражданской ответственности. И действительно, расширение будет востребовано, в первую очередь, жителями центральной России и особенно - приграничных с Беларусью регионов. В то время как автолюбителям, например, с Урала или Сибири, которым доехать до Минска достаточно далеко и дорого, оно может стать дополнительным приятным бонусом в случае, если такую поездку кто-то все-таки запланирует. Что касается стоимости услуги, то ее должны определить национальные регуляторы. Пока тарифы находятся в процессе обсуждения.
Стоит помнить, что, например, годовая страховка легкового автомобиля по тарифам "Синей карты" в Беларуси сегодня обходится в сумму немногим более шести тысяч рублей.Актуальными пока остаются вопросы не только стоимости единого полиса ОСАГО, но и ряд других финансовых моментов. Так, в России лимит денежного возмещения в случае ДТП ограничен суммой в 400 тысяч рублей на ремонт автомобиля и полмиллиона рублей - в случае причинения вреда здоровью. В Беларуси же стоимость ремонта автомобиля по страховке может достигать одного миллиона российских рублей. Разными являются и штрафы за отсутствие страхового полиса. Если в России автолюбитель заплатит от 500 до 800 рублей, то в Беларуси нарушение обойдется примерно в 20 тысяч рублей.
Краеугольным камнем единого полиса остается финансовый вопрос, констатирует автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
"В России и Беларуси разное законодательство, касающееся страхования автогражданской ответственности. Разные размеры штрафов и разные размеры компенсаций материального ущерба и вреда здоровью. Для того, чтобы единый полис Союзного государства полноценно заработал, нужно привести все эти цифры к единому знаменателю и сделать так, чтобы его приобретение было выгодно автолюбителям как в России, так и в Республике Беларусь", - резюмировал эксперт.