Напомним: о планах внедрения новой модели расчетов с перевозчиками мэрия Екатеринбурга объявила в марте нынешнего года. Она предусматривает оплату за пройденные километры, при этом деньги, поступившие от пассажиров, транспортные компании обязаны сдавать в муниципальный бюджет. Используемая до сих пор система (нетто-контракты), наоборот, базируется на количестве перевозимых пассажиров. Предполагалось, что такой переход стимулирует транспортников выпускать на маршруты больше машин, а значит, сократить интервалы движения, обеспечить соблюдение расписания. Поэтому новшество назвали основой для очередной транспортной реформы.
С 1 августа на брутто-контракты перешел наземный электротранспорт, который обслуживает муниципальное предприятие "Гортранс". Правда, по мнению пассажиров, изменений в лучшую сторону в движении трамваев и троллейбусов пока не видно. Экономических выкладок чиновники тоже еще не представили.
С 1 октября планировался переход и автобусных перевозчиков, среди которых много частных предприятий. Но накануне назначенной даты власти дали отбой. Глава города Алексей Орлов пояснил на пресс-конференции, что перенос сроков связан с необходимостью введения полностью безналичной системы оплаты проезда.
- Оплата наличными - это неполная гарантия, что деньги дойдут до бюджета. Поэтому мы подкорректировали сроки, - говорит мэр.
Екатеринбург - не единственный город в РФ, где начали перевод общественного транспорта на брутто-контракты. Как отмечают экономисты, на первом этапе требуются серьезные вливания. В Екатеринбурге они уже предусмотрены: в августе гордума увеличила расходы бюджета на 2024 год на 1,18 миллиарда рублей именно в связи с реализацией транспортной реформы.