04.10.2024 18:34
Культура

Комедию о том, почему мы продолжаем верить в магов, представил театр "Эрмитаж"

Текст:  Ольга Штраус
Спектакль "Веселая женщина" по пьесе Михаила Левитина-младшего худрук театра "Эрмитаж" Михаил Левитин-старший ставил долго, старательно и с большим увлечением. По его словам, его "неудержимо повлекло за этой авантюристкой", когда он прочел пьесу сына. А тот, работая над материалом, "проштудировал три тома ее сочинений, мемуары большинства ее современников и просмотрел кучу фильмов про ее жизнь". Правда, после этого, признается драматург, все равно ничего в Блаватской не понял: "Ведь у нее в голове конфетти!".
/ Дмитрий Хованский
Читать на сайте RG.RU

Вот такого веселого "конфетти", признаемся, ждет и зритель от спектакля. Эстетика "Эрмитажа" к тому располагает: бурлеск, фарс, упоительное дуракаваляние - признанный стиль театра. И авторы постановки изо всех сил стараются ожидания оправдать. Но получается не очень. То и дело зрителя охватывает чувство неловкости, когда видишь, как надсадно, изо всей мочи, постановщики стремятся пошутить, а вместо этого зал в ответ недоуменно замирает: уже смеяться? Вот здесь был пуант юмора?

Авторы постановки опасались негодования со стороны серьезных сторонников Блаватской: известно, что ее учение, названное теософией, за полтора века собрало немало поклонников по всему миру. Но не разоблачать, не проповедовать это учение театр не намеревался. А собирался он, насколько можно понять, посмеяться над всеми нами, над нашими "серьезными", но легковерными душами, так охотно идущими на поводу у всякого рода магов, целителей, проповедников… Но не внятного исследования, ни искрометной комедии не вышло.

Вот на сцене семейка Фадеевых: бывший саратовский губернатор, его жена, их сын и беременная дочь с мужем… Все они - представители высшей знати, а также - дедушка-бабушка и прочие родственники Елены Блаватской, в доме которых она провела свое отрочество. Кстати, тетка ее вскорости разрешится сыном Сережей. Этот кузен Блаватской (он младше ее на 18 лет) станет впоследствии премьер-министром России Сергеем Витте и не без юмора будет вспоминать проделки своей двоюродной сестрицы.

Театр Вахтангова представил первую премьеру сезона - "Утиную охоту"

Но все первое действие семейка спит, повторяя вслед за бабушкой-командиршей одну фразу: "Без Лели в доме стало спокойнее". Каждый из актеров старается разнообразить эту реплику всевозможными этюдами. Но юмора и драйва это действу не добавляет. Хорошая актриса Дарья Белоусова в роли бабушки вообще отчего-то весь спектакль кричит свои слова в одном форсированном регистре, что не добавляет постановке смысла, но сильно утомляет уши. Под стать ей дурниной орет свои реплики и "молодая Елена" (Мария Глянц), сбежавшая от престарелого мужа тотчас после свадьбы. Родня в волнении: "Что он с тобой сделал?". Выясняется: ничего. Заснул сразу после венчания и практически больше не просыпается. Согласитесь, реприза в духе старинного водевиля: такая же длинная подводка к якобы анекдотической развязке…

Впрочем, действие несколько оживляется, когда взрослая Елена Блаватская (Екатерина Тенета), вернувшись к бабушке после многолетнего отсутствия, повествует домашним о своих путешествиях по миру: воевала в Италии на стороне Гарибальди, концертировала в Ла-Скала, год служила наездницей в Константинопольском цирке… Ее россказни цветисто расцвечиваются необычным реквизитом и неожиданной музыкой - тут и гигантская пушка с блестящим ядром, и танцовщица из кинофильма "Цирк" ("Диги-диги-ду, я из пушки в небо уйду!"), и оперный толстяк в стиле Паваротти, и "Белла, чао" от итальянских партизан…

Вся эта кавалькада дури и впрямь пленяет слушателей - то есть застегнутую на все мундирные пуговицы верноподданную семейку, а вслед за ними - и часть зрителей. Именно в этот момент становится понятно, чем брала своих поклонников настоящая Елена Блаватская: необыкновенно яркой харизмой. Как говорится, "хорошо, когда кто врет весело и складно". И в принципе становится уже неважным - где тут правда, где вымысел. И неважно, во что Блаватская оборачивала свой дар - в сочинение ли новой религии, в спиритические ли сеансы… Для нее, похоже, все это было равно увлекательной игрой.

Не случайно режиссер Михаил Левитин перед премьерой подчеркивал: "Я совершенно равнодушно отношусь к ее спиритизму. В истории Блаватской меня интересует не ее мистицизм, а ее умение, вращаясь в чопорном кругу, оставаться на редкость живой, непредсказуемой, даже разнузданной. В этом много бесстрашия, много юмора и много гуманизма".

В РАМТе поставили забытую пьесу Бориса Зайцева

Жаль только, что придать эту интонацию "веселой разнузданности" спектаклю не удалось, несмотря на массу всяческих хитроумных придумок (художник Гарри Гуммель, композитор Андрей Семенов, хореографы Батраз Засеев и Ирина Вакарина).

Соглашаешься: да, все в этом спектакле придумано весьма изобретательно. Да, артисты очень стараются точно выполнять указания режиссера. Да, работа проделана большая. И даже человеку, очень мало знающему о Блаватской, хочется в итоге разобраться, где здесь документ, а где - фантазии постановщиков. Наверное, это немало. Но и немного. Ведь от трехчасовой комедии публика все-таки ждет другого. По крайней мере - чтобы было по-настоящему смешно.

Драматический театр