Приме Вахтанговского театра Людмиле Максаковой и главному режиссеру Анатолию Шульеву понравился дипломный спектакль Аскара Галимова в ГИТИСе - так симпатия переросла в сотрудничество. Сам 29-летний режиссер в процессе репетиций думал о своей семье: "Утиная охота" стала для меня поводом для размышлений об отношениях между моими родителями, о моих непростых взаимоотношениях с отцом", - рассказывает он и подчеркивает: актеров выбирал больше месяца. В итоге на главную роль утвержден Максим Севриновский - его Зилов держит зрителя в оцепенении все два акта. В чем секрет? Играть надо не абстракцию, а личное, отвечает артист. И когда в его глазах появляются слезы, настойчивые журналисты отступают…
Это не поза - тот, кто видел Севриновского, вряд ли забудет его роли и их сдержанную, но мощную внутреннюю энергию. Зилов - еще одна убедительная сольная работа, и снова в центре внимания герой, словно застрявший между временами и мирами. Потерянный, надломленный, но силящийся найти смысл, чтобы жить дальше.
Что, собственно, происходит с обычным советским инженером? Он молод, его ценят на работе, у него жена и не менее прекрасные любовницы, недавно получил квартиру, о которой коллеги только мечтают… Но ему будто все безразлично, он ждет одного - отправиться, наконец, на утиную охоту. Она - способ вырваться, забыться. И показная веселость, резкий цинизм - это попытки Зилова сбежать от себя самого. Своим равнодушием герой рушит и жизнь тех, кто вокруг. А когда осознает, что жена Галя (очаровательная роль Полины Чернышовой) - единственный человек, которого он по-настоящему любил, в котором было сосредоточено все светлое и счастливое, уже слишком поздно.
Сборы на охоту продолжаются и продолжаются. Затяжной дождь идет и идет… И вот уже официант Дима (Данила Гнидо), моющий полы в кафе "Незабудка", машет не шваброй, а словно Харон веслом. У Аскара Галимова герой доводит задуманное до конца: собравшиеся над его телом родные и знакомые - это первая сцена спектакля. Конец известен с самого начала, но чем дальше - и это какое-то чудо - мрак не сгущается, а рассеивается, достигая почти прозрачности в финале. Зилов с женой снова проигрывают сцену из своего прошлого - это один из вечеров, когда они были влюблены. Но если до этого попытка вспомнить все до каждой реплики оборачивается фарсом и ссорой, то теперь, в финале, все становится фактически камертоном постановки.
Тут-то и расшифровывается необычная сценография спектакля. Мозаичные полы, своды, подножия из осыпающегося кирпича… В самом конце луч фонаря будто ненароком падает на один из сводов, а там фрески с нимбами. Оказывается, все происходит в храме, но храме оскверненном - теперь это планетарий… "Я бы хотела обвенчаться с тобой в церкви", - говорит Зилову Галина. И это - о невозможности счастья. Ведь церкви нет. Но склоненные лики на апсидах говорят об обратном. Есть любовь, есть прощение. И счастье - есть.
- Нам очень хотелось вытащить эту пьесу Вампилова из быта, в ней ведь очень много образного, в ней есть элемент притчи - а на эту территорию очень редко заходят, - уверен Максим Севриновский. - Аскар Галимов в хорошем смысле наивный режиссер, он верит в светлый театр, и благодаря этому его качеству, очень темная на самом-то деле пьеса зазвучала совсем иначе. Наш спектакль про большую любовь, но и про то, что она может сломаться.
"Утиная охота", а также спектакли "Генерал и его семья", "Наш класс", "Повесть о Сонечке", "Павел I", "Ночь перед Рождеством" в связи с повышенным зрительским спросом участвуют в специальной программе Вахтанговского театра по предварительной продаже билетов. В частности, на них можно приобрести не более двух билетов в одни руки, а возврату и обмену они не подлежат. За появлением билетов можно следить на сайте театра.