08.10.2024 13:23
Общество

Профессор Амиров: Советский учитель был фигурой уважаемой

Текст:  Валерий Амиров (доктор филологических наук, профессор УрФУ)
Группа депутатов Госдумы хочет штрафовать за публичное оскорбление учителя при исполнении им своих обязанностей. Эту инициативу озвучил член думского комитета по просвещению, не нуждающийся в представлении Анатолий Вассерман. Причем штрафовать предлагается и в том случае, когда оскорбление нанесено в интернете, что можно считать веянием времени.
Читать на сайте RG.RU

Сумма штрафа обсуждается, но дело здесь, конечно же, не в сумме, а в принципе. Учитель - человек с особым общественным статусом, и его, безусловно, нужно защитить. Потому что, защищая учителей, которых по данным Росстата, в России 1,2 миллиона, мы защищаем и наше школьное образование, и воспитательный момент тоже присутствует. И уже только поэтому инициативу, наверное, нужно приветствовать. Правда, есть один нюанс.

Дело в том, что повышение статуса учителя вряд ли возможно без изменения статуса самой школы. Если точнее - возвращения этого статуса к изначальному, когда школа учила и воспитывала, а не только оказывала образовательные услуги.

Советская, да и русская, школа отвечала не только за знания по математике, русскому языку и физике, но и за формирование у школьника гражданственности. Именно поэтому аттестат о среднем образовании, который выдавали по окончании школы, назывался именно "аттестатом зрелости".

Школа обладала большими правами, письмо классного руководителя на предприятие, где работали отец или мать злостного двоечника, запросто могло привести к очень принципиальному обсуждению на собрании трудового коллектива. Семью, в которой дети не ходили на уроки, немедленно посещал по представлению школы участковый.

В России начали учить педагогов противостоять буллингу

По сути, с детьми и подростками работала воспитательная триада: семья - школа - государство. И работала эффективно.

Со школой советовалась милиция, школьная характеристика часто представлялась в военкомат и при поступлении в вуз. Именно поэтому учитель при довольно невысокой и в те времена зарплатой был фигурой уважаемой. Высокие моральные требования предъявлялись и к самому преподавателю.

Фактическое нивелирование в постсоветской школе этого, системообразующего на самом деле, начала под предлогом "деидеологизации" учебного процесса быстро привело к печальному результату. Есть среди нас люди, которые, к сожалению, воспринимают сегодня школу исключительно как функцию, а учителя - как безликий винтик.

Добавила остроты проблеме взаимоотношений медиатизация: любой ученик может записать ошибку педагога или его неудачное высказывание на смартфон и выставить учителя на посмешище. Нередкими стали случаи откровенной травли учителя в Сети. Противостоять этой травле трудно. Нужно ли удивляться, что стране не хватает около 250 тысяч школьных учителей, а 20 регионов испытывают существенный дефицит.

Поэтому законопроект Анатолия Вассермана и его коллег-депутатов является вполне своевременным. Но проблему он может скорректировать лишь отчасти. Потому что решение может быть только комплексным, системным и связанным с анализом опыта советской школы и возвращением незаслуженно отобранных у школы прав и задач. Главная из которых - воспитание личности. И тогда штрафовать, возможно, никого и не придется.

Образование