09.10.2024 00:29
Культура

Курентзис и musicAeterna представили Пятую симфонию Малера

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Столичный выпуск: №227 (9469)
Исполнение в Санкт-Петербурге и Москве одной из самых знаменитых симфоний австрийского классика, премьера которой состоялась ровно 120 лет назад, в октябре 1904 года, стало частью целого цикла событий, посвященных 20-летию musicAeternа.
Теодор Курентзис после концертов в двух столицах, Европе и Китае отправится в юбилейный тур по России. / Предоставлено Московской Филармонией
Читать на сайте RG.RU

Музыка Малера - постоянное ощущение кризиса и предчувствие еще большей трагедии. И Пятая симфония начинается с траурного марша. Хотя во время работы над ней композитор встречается с Альмой Шиндлер, которая потом станет Альмой Малер, и последние части этого опуса становятся более радостными, чем первые. Но это настроение оказывается лишь иллюзорной надеждой на несбыточное счастье.

Симфония имеет необычную структуру: фактически состоит из пяти частей, объединенных автором в три больших раздела, и является одним из наиболее исполняемых сочинений Малера. Пятая симфония - это новый этап в малеровском творчестве. Прежде его симфонические циклы были непосредственно связаны с вокальными жанрами, с человеческим голосом и силой слова, воплощая строгий программный замысел. Теперь - всецело инструментальный цикл и исключительно музыкальная драматургическая концепция, и лишь один робкий намек на вокальную музыку, маленькая цитата из песни "Когда твоя мамочка" из цикла "Песни об умерших детях".

Каким будет симфоническое шоу "Азнавур-100" в память о великом музыканте

Исполнительская концепция musicAeternа оказывается абсолютно не фундаментальной конструкцией и, кажется, трансформируется не только со временем, но даже от части к части, которые "разрываются" нарочитыми паузами, полных бытовых подробностей - попить воды, утереть пот или бросить свободный взгляд в зал. В итоге получается симфония-концерт, где кульминацией становится знаменитое Adagietto (Четвертая часть), вдохновившее Ролана Пети создать для Майи Плисецкой балет "Гибель Розы". Морис Бежар и Джон Ноймайер тоже сочиняли спектакли на эту музыку. А Лукино Висконти использовал Adagietto как основной саундтрек к своему фильму "Смерть в Венеции" по новелле Томаса Манна. Для Теодора Курентзиса "Адажиетто" - элегическое полотно, пронизанное неизбывной печалью. Танцевальная мелодика доминирует в его исполнении симфонии в целом, но делается это посредством очень темного, мрачного звука... Что только подчеркивает, что вся музыка Малера связана с личностными переживаниями, страстями, мыслями композитора. Но это настолько соответствовало духу времени, что его смело можно назвать летописцем эпохи fin de siеcle.

Оркестр и хор musicAeterna, созданные Теодором Курентзисом, в юбилейном сезоне в Москве и Санкт-Петербурге дадут несколько концертов. Кроме симфоний Малера прозвучат сочинения Шостаковича, Брукнера, Равеля, Рубинштейна и Брамса. Оркестр выступит в Италии, Испании и Китае, а также предпримет юбилейный тур по городам России. А завершит musicAeterna праздничный сезон выступлением на Дягилевском фестивале в Перми, ставшем в последние годы фирменным форумом Теодора Курентзиса и его музыкантов.

Классика Санкт-Петербург