14.10.2024 16:14
Культура

Музыкальный театр им. Сац представил на фестивале премьеру "Ромео и Джульетты"

Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №235 (9477)
Фестиваль "Видеть музыку" представил в Москве премьеру - балет "Ромео и Джульетта", который выпустил Детский музыкальный театр имени Натальи Сац на сцене "Геликон-оперы".
У нового балета "Ромео и Джульетта" есть все шансы задержаться в репертуаре театра им. Сац. / Елена Лапина
Читать на сайте RG.RU

Выбор шекспировского сюжета для труппы, имеющей всего пять десятков танцовщиков, по московским представлениям - заявка невероятной амбициозности. Тем более что этот балет есть в репертуаре всех ведущих балетных компаний города: в Большом недавно возобновили грандиозный оригинал Леонида Лавровского, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко числится неординарная версия Константина Богомолова и Максима Севагина, в "Кремлевском балете" - вариант Юрия Григоровича. Тем не менее Театр имени Сац решился на собственную постановку. Причем выпускать ее пришлось в "Геликон-опере" - своя сцена театра на ремонте.

Для постановщика Кирилла Симонова это не первое обращение к партитуре Прокофьева, на заре своей карьеры он делал постановку в Японии, а его "Ромео и Джульетта" в Музыкальном театре Карелии была номинирована на "Золотую маску". Тот спектакль, далеко не безупречный, запомнился стремлением придумать собственную, ни на что не похожую историю. В ней не было не только Возрождения, сметающего Средневековье, итальянских красот и английского юмора, но вообще вражды кланов, конфликта отцов и детей, боев на шпагах, тайного венчания, яда. Но были ярко прочерченные характеры, благодаря чему персональную "Золотую маску" получил исполнитель роли Меркуцио Владимир Варнава, прямо из той постановки выпрыгнувший в большой балетный мир.

Эти Ромео с Джульеттой - из современного мира, где нет ядов и шпаг, но есть озлобленность

В нынешней версии Симонов остался автором либретто. В нем по-прежнему нет столкновения двух противоборствующих миров и гибнущей из-за этого пары. Нынешние Ромео и Джульетта родились в условно-современном мире, где нет кринолинов и шпаг, но есть общая озлобленность, готовность в случайной драке размозжить сопернику голову об стену и насильно выдать замуж родную дочь. Эти люди живут в царстве визуальной гармонии - их город обозначен безупречной аркадой акведука, намекающей также на ворота веронской Пьяцца Бра (сценограф - Альона Пикалова), их вечеринки выглядят изящным показом моды ХХ века (художник по костюмам - Татьяна Ногинова). Но эти признаки культуры не взращивают в них человечность и потребность в сочувствии ближнему. Беззаботные тусовки в мгновение ока оборачиваются стычками.

Симонов в этом спектакле берет на себя не только роль либреттиста и хореографа, но и режиссера. Вместе с дирижером Артемом Макаровым они задают динамичной партитуре Прокофьева ритм современного мегаполиса, мизансцены в котором скользят, как в калейдоскопе. В распоряжении хореографа всего три десятка танцовщиков - труппа Театра Сац по российским меркам небольшая, частью массовых ансамблей время от времени становятся даже главные герои.

Любовь Ромео и Джульетты в этом спектакле не стиснута одними сутками - их знакомство произошло еще где-то за кулисами. Там же начали интрижку между собой закадычный приятель Меркуцио (обаятельный, легкий и прыгучий Валерий Кравцов становится одним из энергетических центров балета) и Кормилица Джульетты (Екатерина Разговорова). В центр истории выходит и Синьора Капулетти (Варвара Серова), утонченная светская дама, имеющая отнюдь не платонические отношения с Тибальдом (Максим Павлов), брутальным и безмозглым.

Мать Джульетты одержима непонятной ненавистью к Ромео, простому и ничем не примечательному парню, которого выбрала ее дочь. Драматургия Симонова буксует не только здесь, особенно сложно осознать, почему цветок лилии, сначала вызывающий лишь летаргию у Джульетты, убивает Ромео. Да и убивает ли? И является ли смертью финальное соединение Ромео и Джульетты? Вопросы повисают без ответов в этом балете не однажды.

Большой театр представит в Мариинке оперы "Луиза Миллер" и "Беатриче и Бенедикт"

На них Симонов отвечает танцем. Его спектакль впечатляет не разнообразием или изобретательностью хореографии. Но он умеет завести динамику спектакля, полагаясь, вероятно, на то, что подробности шекспировской пьесы общеизвестны и в деталях не так важны, как переданные ощущения любви (исполнители заглавных ролей Артур Баранов и Феличия Русу со всей самоотверженностью стремились достигнуть необходимого градуса любовного накала) и ненависти. Труппа, давно не получавшая большой новой работы, предстает при этом заряженной и вдохновенной. Поэтому у новых "Ромео и Джульетты" есть все шансы задержаться в репертуаре.

Справка "РГ"

Всероссийский фестиваль музыкальных театров "Видеть музыку" проходит в этом году в девятый раз. Он стартовал в сентябре и завершится 15 ноября премьерой новой постановки оперы Верди "Риголетто" в Большом театре.

В афише фестиваля этого года около 30 спектаклей российских музыкальных театров. Инициатор форума - Ассоциация музыкальных театров при финансовой поддержке министерства культуры России. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В БДТ представят премьеру экспериментального спектакля по "Маленьким трагедиям"
Музыкальный театр Москва