15.10.2024 09:31
Воронежская область

В Воронеже объяснили сбои в работе транспорта нехваткой водителей

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Экономика Центрального округа: №232 (9474)
Жалобы на нарушение графика движения автобусов посыпались в сентябре и октябре в городскую администрацию. Возмущенные комментарии по теме можно увидеть в соцсетях и услышать в повседневных разговорах воронежцев. Люди подолгу не могут уехать на работу и обратно, вечером на ряде маршрутов транспорт исчезает.
Парк машин пополняется, но водителей недостает. / Администрация Воронежа
Читать на сайте RG.RU

"Одной из основных причин сбоев в работе общественного транспорта по-прежнему является острый дефицит водителей. По последним данным компаний-перевозчиков, сейчас им не хватает около 800 таких сотрудников. В начале года вакантных мест было примерно 500. Фактически обеспеченность кадрами варьируется по предприятиям от 20 до 89 процентов (в зависимости от занимаемой ими доли рынка). Однако с подобными сложностями столкнулся не только Воронеж - они наблюдаются и в ряде других городов. Компаниям в сфере пассажирских перевозок сложно конкурировать со смежными отраслями на рынке ввиду более низкой по сравнению с ними оплаты труда", - пояснили в управлении транспорта Воронежа.

Чиновники напомнили о том, что в конце июля в городе был увеличен тариф на проезд в общественном транспорте. Рост обосновали в числе прочего необходимостью индексировать зарплаты водителей и техников по обслуживанию подвижного состава. Билет в автобусах, троллейбусах и маршрутках Воронежа подорожал сразу на пять рублей - до 31 и 33 рублей при оплате картой и наличными.

На момент повышения общественный транспорт в городе обеспечивал лишь две трети от планового объема перевозок, в простое из-за отсутствия шоферов находилось 10-15 процентов автобусов у частных компаний. Представители отрасли указывали на то, что уровень дохода водителей, предусмотренный тарифом 2022 года (при предыдущей индексации), перестал отвечать ожиданиям кандидатов. Между тем в логистике, например, зарплаты за этот период выросли.

"Транспортные предприятия уже ведут работу по привлечению водителей и технического персонала. Организовано взаимодействие с региональным министерством труда и занятости населения", - заверили в профильном управлении администрации Воронежа, отметив, что нарушения графика движения не остаются без внимания: с предприятиями ведется претензионная работа, точечно корректируются интервалы между рейсами.

Представители отрасли указывали, что уровень дохода водителей перестал отвечать ожиданиям кандидатов

Согласно данным аналитического центра "Люди в цифрах", в прошлом году средние зарплаты водителей автобусов в Воронежской области находились в диапазоне от 35 до 118,4 тысячи рублей. Такой разброс объясняется тем, что в выборку попадают водители и школьных пазиков, и муниципального транспорта, и шоферы коммерческих организаций - например, те, кто возит на службу заводчан или вахтовиков. В 2024-м нижняя планка заметно поднялась. Теперь водителям предлагают от 57,5 до 120 тысяч. В целом по России люди этой профессии в большом дефиците. На одну вакансию водителя на платформе HeadHunter приходится три резюме. Нормальным для рынка показателем конкуренции считается от четырех до восьми резюме на вакансию. В Воронежской области на каждое предложение о работе для водителей, размещенное в этой базе, приходится всего 2,6 соискателя.

В Минтруде предложили изменить систему привлечения мигрантов к работе

- В связи с изменением и усложнением логистических цепочек из-за санкций, а также развитием местного бизнеса и его расширением на другие регионы РФ рынку резко потребовалось гораздо больше водителей. А их и раньше не было много. В результате логистические компании начали переманивать рублем всех, у кого есть нужные водительские категории или готовность быстро обучиться и приступить к работе. В более доходную логистику перетекают и водители общественного транспорта. Это эффект домино. У водителей категории Е, например, которых сейчас называют "новым золотом", зарплаты в стране начинаются от 170 тысяч рублей, - пояснила "РГ" директор филиала hh.ru в ЦФО Марина Качанова.

Тем временем

Жители Ивановской области пожаловались в прокуратуру на нарушения графика перевозок по ряду маршрутов в столице региона и на проблемы с транспортным сообщением между населенными пунктами в Шуйском, Савинском и Родниковском районах.

Ранее вмешательство надзорного органа помогло восстановить регулярные пассажирские перевозки в Комсомольском районе. Рейсы Иваново - Комсомольск были отменены в связи с отсутствием водителей, что создало трудности и взрослым жителям, которые на этих автобусах добирались на работу, и школьникам. Вопрос обсудили с районными властями и профильным департаментом правительства области. В итоге в сентябре сообщение возобновилось.

прямая речь

Людмила Иванова-Швец, кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Управление человеческими ресурсами" РЭУ имени Г. Плеханова:

- Дефицит водителей возник не сегодня и не вчера, это давняя история. Просто на рынке труда было больше предложений, а сейчас из-за дефицита кадров в стране в целом ситуация усугубилась. Нехватка именно водителей общественного транспорта связана с несколькими причинами: с низкими заработными платами и ненормированным трудом, ужесточением требований к перевозкам и водителям, сокращением численности потенциальных кандидатов из-за уменьшения количества водителей-мигрантов в том числе. Рынок будет искать точку равновесия через рост зарплат, может быть, через улучшение условий работы и уменьшение спроса на кадры в результате сокращения части маршрутов. Рыночный механизм работает, но власти регионов теоретически способны вмешиваться в этот процесс, оказывая влияние через субсидии компаниям или гражданам. С учетом конкретных обстоятельств в том или ином муниципалитете меры поддержки могут разниться. Но рост заработных плат в отрасли однозначно продолжится.

Воронежская область Ивановская область