15.10.2024 13:16
Экономика

Поставку новых троллейбусов в Ставрополь сорвали, доставив 3 из 45 единиц

Текст:  Михаил Сухарев
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №232 (9474)
Скандалом обернулась сделка властей Ставропольского края с поставщиком новых троллейбусов для столицы региона, которая, похоже, еще как минимум на несколько месяцев останется без новых троллейбусных маршрутов, их планировали открыть уже этой осенью.
/ Михаил Сухарев/РГ
Читать на сайте RG.RU

Компания, обязавшаяся поставить в город 45 новых троллейбусов, не справилась с выполнением контракта, и до парка в срок добрались лишь три машины. Оказалось, что с такими же проблемами столкнулись и в других городах, где заказали "рогатых" по наименьшей контрактной цене.

Два новых троллейбусных маршрута собирались открыть в Ставрополе уже первого ноября 2024 года. Их планировали проложить по тем улицам, где сейчас "рогатых" нет, и для этого требовались троллейбусы с автономным ходом. Об их закупке региональные власти сообщили еще летом 2022-го, пообещав выделить 1,5 миллиарда рублей на 45 машин. Об этом заявил губернатор края Владимир Владимиров, добавив, что программа рассчитана на 2023 и 2024 годы.

Жители ждали новых маршрутов с нетерпением: активно растущему городу явно не хватает общественного транспорта и машины по утрам забиты. Весной 2024 года наконец устроили аукцион для определения поставщика с начальной ценой один миллиард 534 миллиона рублей. Выиграл завод из Вологды, на котором предложили изготовить и доставить пассажирский транспорт по самой низкой цене - 25,5 миллиона за единицу. Это позволило бы городу в будущем на сэкономленные деньги закупить еще 11 троллейбусов. Но в результате в краевом центре не получили и основной заказ.

Новые автобусы, трамваи и электробусы создали конкуренцию личному транспорту

Как рассказал корреспонденту "РГ" первый заместитель ГУП "Крайтранс" Андрей Дзюбленко, победитель аукциона должен был поставить всю партию к первому октября. Теперь контракт хотят расторгнуть из-за нарушения сроков.

- Если они не опротестуют процедуру расторжения, то мы выставим штрафы и расторгнем контракт. Вообще-то он действует до конца года, но сроки уже нарушены, - подчеркнул Дзюбленко.

Более того, оказалось, что даже те троллейбусы, что добрались до Ставрополя, не соответствуют условиям заказа. До приемки машину осмотрели специалисты, выяснилось, что часть комплектующих не отвечает техзаданию. Получается, что даже если бы до города добрались все 45 "рогатых", их бы просто не смогли принять. Причем расхождения с ТЗ довольно значительные - по конструкции, комплектации и вместимости.

Теперь важно как можно быстрее разобраться с нерадивым поставщиком и вернуть средства в бюджет края, чтобы можно было начать новый аукцион.

- Эти полтора миллиарда аккумулировались на счету казначейства. Средства теперь должны вернуться в бюджет. Лимиты доведут по-новому, после объявят новый аукцион. А в отношении этого предприятия будем обращаться в УФАС и пытаться отправить его в реестр недобросовестных поставщиков, - отметил первый замдиректора компании-перевозчика.

В Тюмени для решения транспортной проблемы поднимут зарплату водителям

Андрей Дзюбленко добавил, что специалистов для ремонта троллейбусов пока не нанимали. Механиков и электриков будут обучать на заводе-изготовителе после доставки троллейбусов, чтобы они получили допуск и могли обслуживать машины с автономных ходом в своем парке.

Ставропольский урбанист Андрей Черняков в беседе с корреспондентом "РГ" уточнил, что Ставрополь - не единственный город, который пострадал от действий этой компании. Она задерживает поставку в Екатеринбург, Вологду, Санкт-Петербург и другие крупные города.

- Логичным решением проблемы станет расторжение контракта с этой компанией и новое объявление торгов. Но это будет иметь последствия. Во-первых, троллейбусы в Ставрополь придут позже, чем запланировано. Во-вторых, открытие маршрутов откладывается, без транспорта это сделать невозможно, - пояснил Черняков.

По словам эксперта, край теперь вряд ли сможет купить дополнительные 11 троллейбусов, ведь их планировали приобрести на сэкономленные деньги, а за полгода цены выросли, и вообще неизвестно, сколько удастся оставить средств на новые торги.

- Плюс немаловажны репутационные потери, ведь троллейбусы были обещаны и люди их очень долго ждали, - добавил Черняков.

В Краснодар поступил первый низкопольный трамвай по концессии

По данным сервиса "Электронное правосудие", компания-поставщик выступает ответчиком по более чем 10 искам в арбитражных судах разных регионов России. Все иски поданы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В числе истцов администрации Екатеринбурга и Волгодонска, а также департаменты и транспортные предприятия из Братска, Альметьевска, Волгограда и Читы. .

Кстати

Ставропольский "Крайтранс" объявил о проведении тендера на покупку четырех трамваев, которые должны будут заменить старый транспорт в Пятигорске. Общая сумма контракта достигает 400 миллионов рублей, заявленная стоимость каждого трамвая не должна превышать 100 миллионов. Кроме того, новые подвижные составы должны быть комфортабельными, экологичными и безопасными, иметь выходы на одну сторону и вмещать не меньше 150 человек. Также необходимо оснастить их прочными сиденьями, системой видеонаблюдения и системой ГЛОНАСС. Поставку ожидают до 10 декабря 2024 года.

Общественный транспорт Регионы Ставропольский край