16.10.2024 10:20
Новосибирск

Вправе ли монополист отключать свет без предупреждения

Текст:  Нина Рузанова (Новосибирск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №234 (9476)
В редакцию "РГ" обратился житель Новосибирска, которому неожиданно отключили электричество за небольшой долг, о котором он и не подозревал. Разбираемся, как не оказаться в подобной ситуации.
Почтовые ящики после ремонта в подъезде перенесли к другому входу, где нет лифта, и жильцы редко в них заглядывают / Нина Рузанова/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Для начала - заслуживающий внимания монолог Александра:

"Прихожу домой с работы, а дома нет электричества. Ну, думаю, авария где-то, включат скоро. Жду-жду... Нет света. Позвонил старшей по дому, говорю, такие дела. Она отвечает: "Это у вас "Новосибирскэнергосбыт" все вырубил-отрезал. За неуплату. Мне уже звонили жильцы. Приходили сегодня работники "Энергосбыта" и отрубили сразу нескольким свет. Вы платите через приложение "Квартоплат", наверное?" - "Да", - говорю. - "Ну вот, там уже с июня нет "Энергосбыта", а вы не смотрели список, за что платите, да? Они убрали себя из этого приложения и теперь надо платить через другое. "Платосфера" называется. Они бумажки о задолженности должны были вам присылать, но, я понимаю, вы в ящик не заглядывали. Заплатите в "Платосфере" и подайте там же заявку на переподключение".

А дело в том, что ящики почтовые после ремонта в подъезде перенесли в другой вход, где лестница. То есть две разные двери у нас: одна к лифтам ведет, и я всегда туда захожу, естественно, мне на четырнадцатый этаж. А вторая - на лестницу. Ящики почтовые там, но я их не вижу и забыл про их существование.

Скачал я эту "Платосферу". В разделе о приложении написано, что его владелец - "Новосибирскэнергосбыт". Долг: 2 300. С мая или июня скопился. А за то, что мне отключили свет, - 3 000 рублей сверху. Я все оплатил. И нажал на кнопку типа "обратиться в организацию". Чтобы заявку подать. Там открылся чат с роботом Светланой. Она предлагает выбрать вопрос: "Нет света", "Подать показания", что-то еще... Единственное, что мне подходило, это "Нет света". Я нажал.

Эксперты сказали, опасно ли для россиян самопроизвольное отключение телевизоров

Робот Светлана пишет: "Введите полные ФИО, серию и номер паспорта". Я ввел. Светлана задумалась. И через минуту очень вежливо отвечает: извините, я не поняла, что у вас случилось, позвоните по такому-то номеру, если проблема не решена. А проблема не решена!

Время 20:40. Темнота уже кромешная в доме, телефон садится, в холодильнике рыба гниет с головы, размораживаются пельмени... Ни чай попить, ни суп подогреть. Я звоню по указанному Светланой номеру. Там мне говорит робот - наверняка та же Светлана! - здравствуйте, у нас такой прекрасный телефонный сервис, мы создали его для вашего удобства, он поможет вам решить различные вопросы... Для повышения качества обслуживания разговор будет записан, вы согласны с условиями, скажите "да" или "нет"? - "Да!" - говорю... "Что?" - "Да!" - "Отлично, - отвечает робот. - Наш сервис до такой степени продвинутый, что мы подумали и об удобстве таких категорий граждан как: люди с нарушениями слуха, люди с нарушениями речи"... Телефон все это время садится! Перечисляет еще что-то и спрашивает: скажите, вы относитесь к одной из этих категорий, да или нет? - "Нет!" - говорю я ей. Она подумала (так же, как в чате) с полминуты и отвечает: "Извините, я вас не понимаю, повторите: да или нет?". Я ору: "Нет!!!" Она подумала и говорит: что ж, я ничего не поняла, если у вас остались вопросы, вы можете воспользоваться нашим чатом в приложении "Платосфера"".

...На следующий день электричество у Александра появилось, но вопросы остались. Целый список. Разберемся по порядку.

Перевод коммунальных платежей на цифровые технологии позволил избавиться от бумажных квитанций, но проблем почему-то меньше не стало. / Алексей Сухоруков/ РИА Новости

Первый - как он оказался в должниках, ведь он ежемесячно вносил платежи, пользуясь привычным сервисом? Тут, безусловно, есть элемент беспечности. Оплачивая услуги ТСЖ (раньше оплата электроэнергии у Александра шла через ТСЖ), он не раскрывал в приложении этот пункт и не видел, какие именно услуги есть в списке. В результате не заметил отсутствия "Энергосбыта", а колебания на уровне плюс-минус триста-пятьсот рублей в месяц счел несущественными: мало ли, воды меньше утекло или еще что.

Большинство новосибирцев, как показал небольшой опрос "РГ", узнали о приложении "Платосфера" от сотрудников своих УК или ТСЖ - Александр же прямых указаний платить через это приложение не получил и остался в неведении. В результате у него образовался долг. Почему монополист создает собственное приложение и "загоняет", как выразился Александр, туда всех новосибирцев - вопрос скорее риторический. Законом это не запрещено, а компании удобно. Кстати, пользователи "Платосферы" от случайных долгов, можно сказать, застрахованы - там начинают методично оповещать о "задолженности" с десятого числа каждого месяца.

Юрист Носик рассказала о схемах мошенничества в сфере ЖКХ

Второй - размер долга. Можно ли, задолжав пару тысяч рублей, лишиться услуги? Запросто. И Александр не единственный, кто оказался в такой ситуации. Как рассказала "РГ" Ольга, ей опломбировали счетчик, когда ее текущий платеж составлял 1 100 рублей.

"В моей квартире шел ремонт. Пришел работник, включил дрель - света нет. На счетчике пломба. А у меня нет долгов, я плачу все вовремя! У меня был настроен автоплатеж в Сбербанке, "Платосферой" в тот момент я не пользовалась, - говорит Ольга. - Пришлось быстро оплатить и 1 100, и 3 000 сверху. Я была вынуждена это сделать, так как работнику я платила по часам, и его простой обошелся бы мне дороже".

Отключить услугу могут и за меньший долг, и это будет законно. Посчитаем: согласно постановлению правительства РФ №354, регулирующему предоставление коммунальных услуг, ограничить услугу можно, если накопился долг за два норматива потребления. Нормативы у нас в регионе приняты разные, зависят от площади квартиры и числа жильцов. Возьмем норматив для единственного жильца однокомнатной квартиры - 156 кВтч в месяц. А тариф - 3,36 рубля. Перемножаем цифры, получаем 524 рубля. Накопили такую сумму (даже если у вас стоит счетчик, долг считается от нормативов) - могут отключить.

Третий вопрос: а что это за 3 000 такие, которые взимают энергетики вместе с суммой долга, это штраф? Нет, это оплата услуг по отключению и подключению (штрафы у нас может брать только государство, а не коммерческие фирмы). Так что это не наказание, а все для блага должника, и нечего удивляться, скажет вам любой монополист.

Четвертый: неужели коммунальную услугу могут "отнять" без предупреждения? Вот этот вопрос - ключевой. Нет, не могут. Это незаконно. Все то же 354-е постановление правительства предписывает уведомить должника, а потом двадцать дней со дня доставки уведомления ждать погашения долга. Уведомления - вот чего не хватает в историях Александра и Ольги.

Володин: Госдума обсудит предложения кабмина по увеличению тарифов ЖКХ

По нашей просьбе Александр перерыл свой почтовый ящик, где скопилось много корреспонденции - но писем от "Энергосбыта" там нет. Уже в день отключения, 25 сентября, председатель ТСЖ сообщила ему, что какие-то предупреждения "Энергосбыта" лежат на столе в подъезде. И там, да, была бумага, адресованная Александру. Но на ней стоит дата - сформирована 13 сентября, то есть двадцати дней до отключения не прошло, да и увидел ее адресат уже после того, как в его жилье, так сказать, воцарилась тьма.

Кстати, на сайте "Энергосбыта" перечислена масса способов уведомления должников - и звонок, и СМС, и сообщение в мессенджере. Ничего этого не было, говорят и Ольга, и Александр. Понятно, что из-за трех тысяч рублей и размороженных пельменей в суд никто из жильцов не пойдет и выяснять, как и в какие сроки его уведомляли, не будет - но это не значит, что поставщик может махнуть рукой на правила, установленные государством.

Между тем

Вопрос об уведомлении должника "Энергосбытом" однажды дошел до Верховного суда РФ. Должник, не получив письма, требовал признать отключение незаконным. И признали. Выяснилось, что письмо пролежало на почте и вручено адресату не было, а без уведомления ограничивать услугу нельзя.

Комментарий

Сергей Аверьяскин, руководитель Новосибирского регионального центра "ЖКХ-Контроль":

- Если жильцы действительно не получали уведомлений, это повод как минимум для обращения в прокуратуру. Я бы порекомендовал жильцу направить в "Энергосбыт" заказное письмо и потребовать информацию, в какие сроки и посредством чего его уведомили о задолженности. Если ответа не будет, писать жалобу в прокуратуру. А мы в этом случае пригласили бы к себе и представителя этой организации, и работника прокуратуры с целью выяснить, носят ли такие действия массовый характер. Ведь речь идет в том числе о возможном неосновательном обогащении организации, если переподключения за 3 000 рублей каждое организованы с нарушениями.

Новосибирск