Решение Политбюро о либерализации кредитно-денежной политики витало в воздухе, поскольку еще 24 сентября Народный банк Китая (Центробанк) обнародовал список профильных мер в этом направлении. Анонсировано, что норма обязательных резервов для банков в ближайшее время будет понижена на половину процентных пункта, что высвободит порядка триллиона юаней ликвидности.
Такой ход для 2024-го становится классикой. Центробанк уже поступал точно так же 5 февраля, что точно также высвободило порядка триллиона юаней ликвидности. Более того, по признанию главы Народного банка Китая, регулятор может вновь пойти на такой ход и в будущем, в течение ближайших 12 месяцев.
В целях поддержки рынка недвижимости решено провести реструктуризацию уже набранных ипотечных кредитов, понизив процентные ставки по ним до ныне существующих, самых низких. В среднем ставка по уже набранным кредитам сократится на 0,5 процентных пункта, что снизит долговую нагрузку для около 50 млн семей на 150 млрд юаней в год (то есть примерно на 3000 в год на семью. - Прим. ред.).
Небывалым шагом стало решение уравнять размеры первоначальных взносов по ипотеке при покупке первой и второй квартиры. Ранее размер первоначального взноса по ипотеке на вторую квартиру обычно был в два раза больше. Отныне же его минимальный размер будет такой же, как и при оформлении ипотеки на первую квартиру.
Одним из важных направлений стимулирования экономики станет развитие инвестиционной активности силами государства. Для этого планируется освоить все квоты на эмиссии спецоблигаций госзайма правительствами на местах (в нынешнем году они увеличились на 100 млрд и достигли 3,9 трлн юаней). Эти средства обычно направляются в инфраструктурное строительство.
Более интересно и разнонаправленно будут использованы 1 трлн юаней от эмиссии сверхдолгосрочных облигаций госзайма (на 20, 30 и 50 лет. - Прим. ред.), которые начали печатать с мая. Эти средства пойдут уже не только на развитие инфраструктуры и государственных стратегических проектов, но и на выполнение наиболее насущных задач, например, на стимулирование потребления. Треть из них - порядка 300 млрд юаней - направлена на поддержку программ развития потребительской активности за счет обновления автопарка и бытовой техники.
В частности, власти уже выделили субсидий на 11 млрд юаней на обновление автопарка. Причем размер субсидий растет, лишь в августе увеличившись вдвое. Сегодня гражданину, меняющему старое авто на новое, государство доплачивает 15 тысяч юаней. Ранее выплачивали 7 тысяч. Если речь идет об автомобилях на новых источниках энергии, то размер субсидии еще больше: она увеличена с 10 тысяч до 20 тысяч юаней.
Для обновления бытовой техники предполагается субсидирование размером до 20 процентов от стоимости покупки. Профильные субсидии общим объемом порядка 4,7 млрд юаней получили уже почти 3,9 млн человек на покупку более 5,2 млн единиц бытовой техники, рассказали в Минкоммерции КНР. При этом аппетит покупателей к субсидированному государством обновлению бытовой техники растет. Так, в преддверии недельных октябрьских праздников по случаю Дня образования КНР грянул бум покупок новых телевизоров: со 2 по 15 сентября их продажи выросли на 220 процентов.
Субсидии субсидиями, а главным залогом дальнейшего развития потребления в частности и экономики в целом государство видит стабильную занятость. Именно это направление считается приоритетом №1 на долгосрочную перспективу. Показательно, что за день до заседания Политбюро - 25 сентября - ЦК КПК и Госсовет КНР опубликовали стратегию "Занятость - превыше всего". О том, что обеспечение занятости - "приоритет", в документе говорится аж 10 раз. Власти подчеркнули: занятость - гарант "здорового социально-экономического развития и продолжительной стабильности в стране".
Среди мер по обеспечению стабильной занятости - создание новых рабочих мест за счет развития сектора услуг, цифровой экономики, природоохранной деятельности, повышения привлекательности работы на селе, приоритетной поддержки других секторов с большим потенциалом роста занятости. Нельзя также не выделить указания по поощрению предпринимательской инициативы среди молодежи, программу развития занятости молодежи на селе и в малых городах, поддержку занятости в бедных деревенских районах, чтобы не допустить их обратного скатывания в нищету.
Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что с такими приоритетами Китай не просто пройдет последний квартал 2024-го, но и вступит в 2025 год. Поэтому принятые Политбюро установки выходят далеко за пределы краткосрочного экономического регулирования.