С 1989 по 2000 год было проведено шесть фестивалей, предложивших широкую картину жанра камерного музицирования на двух роялях. В Екатеринбурге тогда побывали многие известные исполнительские тандемы, музыканты из самых разных стран Европы и Азии и даже Австралии, в том числе маститые Елена Сорокина и Александр Бахчиев - именно с их подачи и началась история фестиваля, а еще японский дуэт Кунио и Сачико Кодама, возглавлявших Международную ассоциацию фортепианных дуэтов. Известный петербургский композитор Вадим Биберган, сам превосходный пианист, выступал с Вадимом Пальмовым и сочинил для фестиваля своего рода музыкальный талисман - польку "Нора". Публика обожала эти празднества с выдумкой, фантазией и огоньком, и тут необходимо вспомнить имя Александра Газелериди, в ту пору худрука филармонии, сочинявшего изобретательные программы. В 2015 году состоялся 7-й фестиваль, но возобновления традиции пришлось ждать еще девять лет.
Фестиваль фортепианных дуэтов в ЕкатеринбургеВ этот раз фестиваль продлился четыре дня, и в нем приняли участие четыре фортепианных дуэта, давно сложившихся и хорошо известных. Ведущие российские пианисты Борис Березовский и Александр Гиндин, каждый со своей прекрасной сольной карьерой, почти полтора десятка лет встречаются для совместной игры и представляют новые программы. То же самое можно сказать о мэтрах российского джаза Данииле Крамере и Валерии Гроховском. Дуэт из Франции Людмила Берлинская и Артур Ансель впервые выступали на екатеринбургской сцене. А союз пианистов Владислава Чепиноги и Елены Эндебери уже два десятка лет хорошо известен местной публике - они солисты Свердловской филармонии.
Прозвучало полсотни разнообразнейших сочинений, в том числе классика для дуэтного рояля: двойной фортепианный концерт Моцарта (с неподражаемыми джазовыми каденциями от Крамера и Гроховского), Сюита № 2 Рахманинова, популярнейший "Карнавал животных" Сен-Санса. Прозвучала и новая для екатеринбургских меломанов музыка: пьесы американских композиторов Лоуэлла Либермана, Уильяма Гиллока и Кевина Олсона для двух фортепиано в 8 рук. Но, конечно, основной репертуар пианистических дуэтов - оркестровые сочинения в переложении для двух фортепиано. Они же, пожалуй, самая спорная его часть: для успеха должна быть талантливая транскрипция (скажем "Пляска смерти" Сен-Санса в версии Листа) и не менее талантливая игра музыкантов, умеющих продемонстрировать рояль действительно королем инструментов с широчайшими тембровыми возможностями. На фестивале, конечно, это не раз случалось. Особая атмосфера царила на открытии: три дуэта одарили слушателей духом непринужденного совместного музицирования, музыкальных шуток, приколов и соперничества непревзойденных виртуозов.
Фестивальную традицию представлять новые сочинения продолжила мировая премьера Концерта для двух фортепиано с оркестром "Все началось с Артуриных кроссовок" Ольги Викторовой. Сочинение, созданное по заказу Уральского академического филармонического оркестра и Национального оркестра Иль-де-Франс, исполнял русско-французский дуэт Людмилы Берлинской и Артура Анселя и УАФО под управлением Дмитрия Лисса. Музыка, завершавшая нынешний фестиваль, оказалась активной, напористой, с наступательным остинатным ритмом. Возник своего рода портрет огромного современного мегаполиса с его грохотом транспортных артерий, с шумными вечеринками разной этнической окраски и тихими островками частной жизни. Два рояля в этом сочинении - скорее еще одна оркестровая краска, близкая перкуссии, и тому способствовала кластерная техника - игра "гроздьями" пальцев, ладонью, кулаками и даже локтями. Новое сочинение уже отправилось в гастрольный тур, 24 октября оно прозвучало в московском "Зарядье", а 26-го - в питерском Мариинском театре в большой концертной программе Уральского оркестра.