24.10.2024 16:23
В мире

В Польше комиссию по смоленской авиакатастрофе обвинили в отсутствии результатов

Текст:  Глеб Сотников
Польские эксперты не обнаружили следов взрывчатки на месте авиакатастрофы Ту-154 под Смоленском в 2010 году. Комиссия по повторному расследованию много лет настаивала, что причиной инцидента стал именно взрыв. Польша продолжительно обвиняла в катастрофе Россию, но в декабре 2023 года отказалась от версии причастности Москвы. В новом докладе о работе комиссии ее обвинили в отсутствии результатов и чрезмерных тратах.
Читать на сайте RG.RU

Новых выводов нет

В четверг замминистра обороны Польши Цезарий Томчик в Варшаве представил новый 790-страничный доклад о работе смоленской подкомиссии. В нем говорится, что эксперты искали следы боевых отравляющих, взрывчатых веществ и взрывоопасных материалов, но "ничего не обнаружили". Центральная криминалистическая лаборатория полиции 10 лет назад пришла к таким же выводам.

Вещественные доказательства по делу о крушении самолета президента Польши в 2010 году

Прокуратуре предстоит разобраться с 41 заявлением

Томчик подчеркнул, что работа подкомиссии оценена крайне негативно по всем рассмотренным аспектам, а именно: экономика, законность, целесообразность и надежность. Более того, чиновник обвинил главу подкомиссии Антония Мачеревича в передаче в течение трех лет информации гражданину Великобритании. На основании доклада планируется подать 41 заявление в прокуратуру, в том числе 24 в отношении самого Мачеревича.

Непомерные расходы

Работа подкомиссии обошлась польским налогоплательщикам в более 20 миллионов долларов. Томчик уточнил, что общие расходы превысили 81,5 миллиона злотых (свыше 20 миллионов долларов). Более половины суммы - 47 миллионов злотых (почти 12 миллионов долларов) - ущерб от повреждений запасному самолету Ту-154М. 250 тысяч долларов израсходованы на охрану председателя подкомиссии, бывшего министра обороны Польши Антония Мачеревича, на которую он не имел права.

Гагин: ВСУ пытались атаковать ангар с фрагментами рухнувшего с Качиньским Ту-154
Справка "РГ"

Напомним, самолет Ту-154, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский и другие члены делегации, разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. По итогам расследования МАК сообщил, что причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром в условиях тумана, а системными причинами - недостатки в подготовке летчиков.

Первая польская комиссия под руководством экс-главы МВД Ежи Миллера пришла к аналогичным выводам. Однако затем власти Польши собрали вторую комиссию под руководством Антони Мачеревича, которая начала обвинять в произошедшем российские власти.

Под Смоленском разбился самолет польского президента

В декабре 2023 года министр национальной обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш призвал ликвидировать подкомиссию, однако Мачеревич назвал позицию властей незаконной. В связи с этим комиссия отказалась расходиться и закончила работу летом 2024 года.

В марте 2024 года Косиняк-Камыш признал, что крушение под Смоленском в 2010 году самолета Ту-154, в котором погиб польский президент Лех Качиньский, было трагическим стечением обстоятельств.

Польша