"Мне, как молодому художнику, стало тогда непонятно, почему я не вижу настоящего художественного высказывания на эту тему? - вспоминает Виринея. - Почему наши мастера "спят" - в отличие от мастеров времен Великой Отечественной, с первых дней создававших настоящие шедевры".
Стремясь восполнить "пробел" и уговаривая мать, режиссера-документалиста Олесю Шигину, работавшую на Донбассе, взять ее как-нибудь с собой, Виринея начала работать, искать героев будущих портретов на маминых фронтовых видео. На выставке есть ее первая, еще "заочная", экранная работа углем - вычерченный широким штрихом "Байкал": тонколицый скуластый парень с открытым взглядом.
С "Добрым" Виринея познакомилась уже на батарее в лесополосе на запорожском направлении - сидели у костра, пели песни. Только в такие моменты художница могла делать наброски. "Они все время в движении, ловить приходилось "в ритме танца"...
Каждый герой на выставке у Виринеи - живет. "Волга", увешанный амуницией, широко улыбается зрителю, "Кок" словно хочет что-то сказать, но пока только хитро смотрит.
А вот этого брутального голливудского красавца, "Орла", уже нет в живых. Олеся Шигина, мама Виринеи, перед самым отлетом в Москву увидела и сняла его, скромного спокойного мужчину, растившего дочку без жены...
Выставка "По окопам переднего края" в Музее современной истории РоссииЕго портрет с документального кадра делал художник Александр Новоселов, пишущий портреты ополченцев с 2014 года. Один за другим подключались к проекту, узнавали о нем через соцсети и знакомые питерские художники - Евгения Ласкина, Алиса Прокофьева, Арсений Багдасарян, Ксения Галкина... Главный художник студии имени Александра Невского Евгений Емельянов узнал о движении "Уголь земли Русской" через Союз художников.
Большая часть портретов на выставке сделана с материалов, которые художникам передавали Виринея и Олеся Шигины. Олеся предоставляла видеосъемки, Виринея, дружившая с героями портретов, рассказывала о них художникам, передавала им письма бойцов. Многие портреты на этой выставке сделаны углем, но есть и темпера, и масло, и тушь, художники погружались в материал, вживались в образы, характеры бойцов, и, по словам Виринеи, она узнавала в героях портретов людей, с которыми была знакома.
Учащаяся в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица на художника по костюмам театра и кино, Виринея сама делала дизайн выставки, по узкому коридору которой идешь, словно по траншее, а по стенам - портреты ребят. На поворотах "траншеи" встречаются бронежилеты, х/б с шевронами и позывным на нашивках, шлемы. Здесь же можно прочесть военно-полевые стихи, дневники, письма, за стеклом на витринах лежат удостоверения погибших бойцов, их рисунки, награды, фотографии детей - все это передали организаторам выставки родственники героев.
"Мне хотелось, чтобы в этом проекте возник образ героя нашего времени, чтобы появилась галерея, куда я могла бы привести своих детей, рассказать им истории наших героических парней. Чтобы те росли на примерах настоящих мужчин", - говорит Виринея Шигина. Ей самой настоящие мужчины дали позывной "Малая": дагестанец "Хамза" - его портрет есть на выставке - никак не мог запомнить непростое имя художницы и вышел из положения исходя из роста и возраста Виринеи.
Поисковик в ответ на название проекта "Уголь земли Русской" выдает десятки городов: выставка открывалась в Бронницах, в Твери, в Магадане, Омске, Тольятти, в Мариуполе, экспозиция работала на фестивале "Улицы Дальнего Севера" на острове Русский на Чукотке в рамках Всемирного экономического форума. Графика и живопись победителей организованного Виринеей межрегионального конкурса демонстрировались на выставке "Россия" на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Виринея Шигина, опираясь на поддержку Президентского фонда культурных инициатив, намерена насытить ее новыми работами, видеоматериалами, создать не просто выставку, а большой патриотический проект и продолжить путешествие выставки по стране.
"Уголь - это материал, чья родина Донбасс, - говорит художница. - И ребята, прошедшие через пламя войны, - это как вновь рожденный материал, способный дать нам новое тепло".