Президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию поставил задачу "в горизонте текущего десятилетия обеспечить доступ к высокоскоростному интернету практически на всей территории России". Группа сенаторов и депутатов подготовила законопроект с поправками в законы о связи и об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, которые должны снять существующие препятствия при размещении оборудования связи и необходимой для этого инфраструктуры в полосах отвода автомобильных дорог.
По различным оценкам, федеральные автодороги покрыты сетями GSM почти на 90%, сетями LTE от 54% до 75%, а региональные дороги - сетями связи различных поколений только на уровне 20-40%. В пояснительной записке к документу законодатели указали, что для развития системы вызова экстренных служб "112" и технологий беспилотного транспорта в перспективе потребуется полное покрытие мобильной связью федеральных, региональных и межмуниципальных дорог.
"Проблема особенно остро стоит для больших территорий, например, для Дальнего Востока и Сибири, где, увы, далеко не везде есть должный уровень связи и интернета", - отмечает глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.
Начать решили с малого - навести порядок в формулировках, устранить противоречия в документах и создать единые условия для размещения объектов и линий связи вдоль дорог. Так, например, закон об автодорогах не содержит четкого определения "инженерных коммуникаций", а в законе о связи сотовые вышки определены как "объекты инженерной инфраструктуры". Из-за этих различий в терминологии владельцы автодорог часто отказывают операторам в размещении линий и сооружений. Законопроект предлагает однозначно закрепить, что сооружения связи могут размещаться в границах полос отвода автомобильных дорог.
Поправки также касаются строительства, ремонта и переноса линий связи. Сейчас эти действия регламентируются договором между владельцами коммуникаций и автодороги, что не всегда выгодно операторам. Предлагаемое изменение в закон о связи устанавливает, что строительство, эксплуатация, капремонт, а также перенос линий и сооружений связи в границах полос отвода автодорог осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Вторая поправка касается случаев переноса линий связи по причине расширения или переустройства дорог. Она исключает право владельца автодороги запрашивать у оператора связи компенсацию средств за этот перенос.
Вице-председатель Движения автомобилистов России, почетный адвокат Леонид Ольшанский считает задачу о покрытии связью дорог страны вполне выполнимой. Другое дело, во сколько это обойдется компаниям - операторам. Если в густонаселенной европейской части страны со связью и так дела обстоят неплохо, то ставить вышки на Чукотке или Сахалине будет не так прибыльно, но все равно потом окупится, считает он.
Партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто тоже указал на территориальные различия, влияющие на доходы операторов, а значит и их заинтересованность в развитии связи.
"На трассе "Дон", например, вышек хватает, но есть трасса "Колыма", где достаточно много пустынных перегонов, и там всего три пользователя, из которых два - медведи. Но, с другой стороны, если там что-то случится, особенно зимой, а связи нет, это - катастрофа, и люди могут пострадать", - отметил автоэксперт.
В отдаленные регионы, по его мнению, операторы связи могут прийти только "вместе с государством", потому что за свои деньги они не станут тянуть еще и электроэнергию вдоль трассы, так как "без электричества мобильная связь почему-то не хочет работать".
Законопроект упростит возможность размещать антенно-мачтовые сооружения (АМС) в полосе отвода, что прежде было невозможно, пояснили "РГ" в T2. Однако, уверены там, это только первый шаг в решении проблем со строительством инфраструктуры вдоль автотрасс.
"Надо утвердить требования к сооружениям связи, так как действующие регламентирующие документы Минтранса допускают размещение высотных объектов при условии, что их высота не превышает ширины полосы отвода минус 5 метров. Учитывая, что наши АМС вдоль дорог имеют высоту не менее 40 метров, полоса отвода должна составлять около 45 метров - это редкость. Вместе с тем по-прежнему актуальна проблема доступности электроснабжения, которая остается главным препятствием к покрытию автотрасс", - заявили в пресс-службе оператора.
Существующие правила принимались довольно давно и ограничивают возможности размещения АМС вдоль дорог, напоминают в "Мегафоне".
"Обеспечение трасс сотовой связью требует комплексного подхода и решения вопросов, изменения как законодательства, так и нормативов технического регулирования.
Принятие поправок в 257-ФЗ решит проблему с допуском операторов связи в полосу отвода. Следующий шаг - разработка стандарта размещения линий и сооружений связи вдоль дорог. Совместная подготовка к этой работе уже начата дорожниками и операторами.
Помимо этого, острым нерешенным вопросом на текущий момент является отсутствие необходимой энергетической инфраструктуры для подключения базовых станций сотовой связи к электрическим сетям. По нашим данным, эта проблема распространяется на 80% участков трасс без сотовой связи", - заявили в пресс-службе "Мегафона".
Проблему с подключениям к энергетическим сетям, как одну из ключевых, отмечают все участники рынка связи. В Минэнерго "РГ" напомнили, что в настоящее время совместно с Минтрансом и Минцифры проводят работу по обеспечению федеральных автомобильных дорог сотовой связью, в том числе покрытие их сетями LTE.
"С целью сокращения сроков и стоимости техприсоединения к электрическим сетям базовых станций операторов сотовой связи Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.08.2024 № 1150, которым предусмотрено право на опосредованное присоединение линий связи, сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания к существующим объектам инфраструктуры автомобильных дорог и объектам дорожного сервиса.
Минэнерго России считает необходимым при выборе места размещения базовых станций и последующего техприсоединения к электрическим сетям руководствоваться развитостью энергетической инфраструктуры, в том числе наличием возможности их опосредованного присоединения к существующим объектам инфраструктуры автомобильных дорог и объектам дорожного сервиса", - заявили в ведомстве.