- Главный тренд сегодня - естественная русская красота, - говорит основательница Don fashion week Виктория Луговская. - Мы уже не говорим о ярко выраженных патриотических орнаментах и принтах, которые можно было увидеть на модных показах еще несколько лет назад. Сейчас это скорее "легкий патриотизм", ненавязчиво вплетенный в узнаваемые фасоны и оттенки, воспринимаемый как часть нашей культуры. Это не китч и не громкие патриотические лозунги на майке, а тонкий, аристократический стиль, который считывается на уровне глубокого понимания своих корней.
Отличительными приметами современного русского стиля могут быть платья с высоким воротом, отсылающие к традиционным русским рубахам, но выполненные в современной интерпретации. Также это блузы с кружевными или вышитыми воротниками, широкие пояса, пальто и жакеты с узкими манжетами, напоминающие элегантные фасоны русской аристократической моды, и, конечно, сарафаны. В цветовой палитре, помимо традиционных цветов триколора, часто используются зеленый, изумрудный, а также золотистые и бронзовые оттенки - обычно в качестве акцентов или деталей, таких как пуговицы или вышивка.
Дизайнеры также нередко прибегают к орнаментам и узорам. Гжель или хохлома узнаются на манжетах, воротниках или подоле одежды, а также на аксессуарах. Одной из отличительных особенностей русского стиля является использование натуральных тканей - льна, хлопка, шерсти, которые символизируют естественность, близость к природе и уважение к традициям. Аксессуары, такие как серьги или броши с использованием традиционных русских символов (птица сирин, береза), выполненные в современном дизайне, дополняют этот образ. Патриотизм в моде сегодня воспринимается уже не как политическое заявление, а скорее как естественное и глубокое эстетическое чувство, резюмируют дизайнеры.
- 70 - 80 процентов покупателей выбирают российские бренды, включая тех, кто раньше предпочитал исключительно западные люксовые марки. И если кто-то, допустим, до сих пор и носит Gucci, то уже как аксессуар, вроде часов или сумочки, - говорит Луговская.
Эльвира, коренная ростовчанка и владелица нескольких фирм, пришла на выставку Don fashion week как раз в поисках эксклюзивных нарядов.
- В моем окружении деловые и успешные женщины все чаще одеваются у местных модельеров. Сегодня одеваться в таких частных заведениях становится признаком хорошего тона, - говорит предпринимательница. - Это недешевые вещи, но они уникальны, их не стыдно надеть на важные деловые переговоры или крупное мероприятие. Более того, если сегодня прийти на встречу в одежде американского или английского бренда, то как раз это может вызвать неоднозначную реакцию. Отношение к таким брендам заметно изменилось.
Конечно, не все в модной индустрии так гладко, как кажется на первый взгляд. Например, выпускать массовую недорогую одежду, конкурируя с Китаем, Индией или Турцией, пока сложно. Хотя эксперты уверены, что это лишь вопрос времени. Но есть и другие проблемы. Многие "малыши", ранее работавшие индивидуально с несколькими постоянными клиентами без формальной регистрации, теперь видят необходимость расширяться и выходить на официальный рынок. Они адаптируются к новым условиям и легализуются. Но некоторые оказались не готовы к строгим требованиям закона. Например, особые сложности почему-то вызывает обязательная сертификация в системе "Честный знак", необходимая для торговли на маркетплейсах и в розничных магазинах.
- Сейчас мы переживаем этап легализации бизнеса, который требует знаний законодательства, бухгалтерского учета и других бизнес-навыков. Не все к этому готовы, - подтверждает Луговская. - Так что учим наших дизайнеров быть не только креативщиками, но и предпринимателями.
А еще творческий бум привел к тому, что дизайнеров стало чуть ли не больше, чем швей, шутят владельцы ростовских ателье. В каждой шутке есть доля правды: квалифицированных кадров катастрофически не хватает. Впрочем, сегодня хорошая швея может зарабатывать большие деньги, и это привлекает в профессию все больше молодежи.
Кстати, в Ростове появляются интересные инициативы. Например, одна владелица модной студии буквально на этой неделе начала обучение шитью молодых людей с ограниченными возможностями. Пять участников уже приступили к учебе. Владелица ателье предоставляет все необходимое оборудование и материалы, а молодые ребята (им от 18 до 25 лет) получают возможность освоить востребованную профессию и найти себе место в жизни.
- Эти ребята по-настоящему талантливы, и не зря мы так долго говорили о престиже рабочих специальностей, наконец-то он растет, - говорит Алина Лурье, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации "Женщины бизнеса". - Здесь есть хорошие деньги и возможность влиться в большой творческий процесс, что очень важно для молодых людей.
Российская мода развивается благодаря локальным инициативам, креативным проектам и поддержке властей. Однако для того, чтобы отрасль полностью раскрыла свой потенциал, важно усилить государственную поддержку и минимизировать бюрократические барьеры. Как говорят участники Недели моды, если предоставить индустрии больше свободы, то русская креативность обязательно сможет ярко проявить себя на международной арене, завоевав признание во всем мире.
Яна Яненко, главный стилист Don fashion week:
- Сезон осень - зима-2024 мода продолжает удивлять сочетанием элегантности и смелых решений. Ключевые цвета сезона - бургунди, серебро, изумрудный и сиренево-фиолетовый - придают образам насыщенность и глубину. Ахроматические цвета (серый, черный и белый) неизменно занимают свое место как идеальная база для уравновешивания ярких акцентов.
Монохромные образы остаются в центре внимания, подчеркивая утонченность и гармонию. Дизайнеры активно экспериментируют с фактурой, комбинируя различные материалы. В нынешних коллекциях мы видим сочетание полупрозрачных тканей, кожи, необычного кроя, клетчатых узоров, а также блесток и бахромы. Все это добавляет объем и динамику.
Анималистические принты вновь завоевывают подиумы, охватывая как взрослую, так и детскую моду. Среди аксессуаров особое внимание привлекают кожаные перчатки различных цветов, от классических до дерзких.
В тренде персонализация и экология. В эпоху "быстрой моды" люди хотят иметь редкие, персональные вещи, отражающие уникальный характер владельца. Этому способствует курс на осознанное и экологичное потребление.