Для выполнения поставленной задачи необходимо обеспечить консолидацию усилий всех государственных контролирующих органов, министерств и ведомств, которые организуют работу в пунктах пропуска. Заместитель руководителя ФТС России Денис Терещенко отметил, что в прошлом году были завершены работы по введению в эксплуатацию автоматизированной системы пунктов пропуска, в рамках которой реализовано электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими контрольные функции.
Система заменила несколько программных средств, которые использовали ранее. Это было достаточно неудобно, так как инспектор должен был выполнять схожие функции в разных программах. "Каждый день от 25 до 30 тыс. запросов уходит в информационные системы ведомств из автоматизированной системы пункта пропуска. Мы передаем коллегам информацию, которой владеем. На один запрос уходит в среднем 1,5-2 минуты до получения информации", - сказал Денис Терещенко.
Он обратил внимание, что в ФТС России реализован алгоритм автоматического принятия решения при помещении товаров под процедуру транзита, для 45% товарных партий процедура открывается фактически без участия человека. Еще одним мероприятием дня стала сессия "Международное таможенное сотрудничество как инструмент обеспечения соблюдения запретов и ограничений".
Представители таможенных служб разных стран совместно с экспертами Росприроднадзора обсудили вопросы развития международного взаимодействия в сфере запретов и ограничений, способствующих защите государственной безопасности, жизни и здоровья животных, сохранности растений и окружающей среды. Заместитель руководителя ФТС России Сергей Шкляев рассказал о предложениях Службы по расширению электронного взаимодействия с другими федеральными ведомствами и иностранными таможенными службами в рамках конвенции СИТЕС. По его словам, Конвенция, принятая в 1973 году, должна меняться, в том числе документы на бумажных носителях - на цифровые инструменты. Это будет способствовать ускорению и упрощению таможенных операций, а также исключению субъективных факторов при проверке сведений за счет автоматизации процессов.
На круглом столе "Нарушения в таможенной сфере. Баланс интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности" стороны обсудили вопросы административного законодательства и принятия новых норм, связанных с привлечением к уголовной ответственности. "Развиваются информационные технологии, особенно актуальными являются вопросы цифровизации административного производства, переход на электронное взаимодействие между административными органами и участниками внешнеэкономической деятельности", - подчеркнул заместитель руководителя ФТС России Олег Губайдулин.
Также в рамках форума состоялась сессия "Институт Уполномоченного экономического оператора как современный инструмент взаимодействия таможни и бизнеса". Преимущества получения такого статуса - сокращение сроков выдачи разрешительных документов и приоритетный порядок их получения, а также возможность нанесения маркировки после ввоза товаров и сокращение перечня процедур для их оценки соответствия. Особую значимость для развития института УЭО имеет расширение географии его взаимного признания. Уже подписаны соглашения с Китаем, Индией, Узбекистаном, Таджикистаном. Активные переговоры ведутся с ЮАР, Турцией, Туркменистаном, Бразилией, Монголией, Азербайджаном, Кубой.
Также состоялся круглый стол, посвященный основным направлениям международного таможенного сотрудничества по линии борьбы с контрабандой наркотиков. В 2023-2024 гг. пресечено 1655 фактов незаконного перемещения наркотических средств, их аналогов, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ. Изъято около 40 тонн запрещенных веществ, из них 3244 кг кокаина, 2192 кг гашиша и гашишного масла.