30.10.2024 02:56
Экономика

Какие тоннелепроходческие щиты используются при строительстве метро в Москве

Текст:  Александр Мелешенко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №246 (9488)
В Москве запустили проходку тоннеля между будущими станциями метро "Бульвар Генерала Карбышева" и "Серебряный Бор" Рублево-Архангельской линии. Прокладывать этот участок отправился щит диаметром 10 метров. По словам мэра Сергея Собянина, город все чаще использует щиты-гиганты при строительстве подземки.
Читать на сайте RG.RU
Стартовала проходка тоннеля на Рублево-Архангельской линии метро

"Они позволяют проложить один общий тоннель вместо двух отдельных - это сокращает сроки работ и снижает стоимость строительства. Плюс тоннели такого диаметра удобны в эксплуатации", - объяснил мэр.

Прокладывает тоннель щит "Лилия". Традицию называть многотонные машины женскими именами заложил еще в прошлом веке Ричард Ловат, основатель всемирно известной канадской фирмы Lovat, которая многие десятилетия производила тоннелепроходческие щиты.

Раньше в московском метростроительстве использовали 6-метровые щиты, которые прокладывают только один тоннель. Двигаются они со скоростью 14 метров в сутки, к тому же им приходится строить сразу два тоннеля для разъезда встречных поездов. А 10-метровые щиты могут развивать скорость до 18 метров в сутки, и тоннель у них получается такой, что можно укладывать рядом сразу две пары рельсов.

Проезжая по Большой кольцевой линии метро, вы наверняка видели такие тоннели. Та же "Лилия" проложила там тоннели от "Нагатинского Затона" до "Кленового бульвара" и от "Мневников" до "Кунцевской", а также между станциями "Окская" и "Косино" Некрасовской линии.

МЦД продлят в регионы

Для пассажиров главная особенность работы 10-метровых щитов состоит не в тоннелях, а в станциях. Платформы на них получаются не островными, как на большинстве станций, а береговыми. То есть посередине станции проходят пути, а по бокам располагаются платформы. Так обычно бывает на пригородных станциях электричек - тут все так же, только под землей. Соответственно, здесь важно спуститься на нужную платформу, иначе есть риск уехать не в ту сторону, а если вы проедете нужную станцию, то для возвращения придется перейти на соседнюю платформу.

Впрочем, полного перехода на 10-метровые щиты ждать не стоит. На создании перегонов Рублево-Архангельской линии помимо "Лилии" работают еще три 6-метровых щита: "София" соединяет станции "Звенигородская" и "Шелепиха", а "Натали" и "Виктория" прокладывают тоннели между "Народным Ополчением" и "Бульваром Генерала Карбышева".

Кстати

Рублево-Архангельская линия улучшит транспортное обслуживание 1 млн настоящих и будущих жителей районов Митино, Строгино, Хорошево-Мневники, а протяженность ветки составит 18,7 км. Сооружение всех перегонных тоннелей линии от "Шелепихи" до "Липовой Рощи" планируют закончить в 2025-2026 годах.

Общественный транспорт Инфраструктура Москва