30.10.2024 09:07
Происшествия

Верховный суд: Рекламные конструкции не должны угрожать дорожному движению

Текст:  Владислав Куликов
Верховный суд России признал законным демонтаж рекламной конструкции, угрожавшей дорожному движению: арка нависала над дорогой. Это опасно. И отвлекает водителя.
/ Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Как подчеркнул заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов, само по себе размещение рекламной конструкции в полосе отвода автомобильной дороги не является нарушением. Но важнейшим признаком законности установки рекламной конструкции в полосе отвода автомобильной дороги является отсутствие угрозы безопасности дорожного движения.

В данном деле Верховный суд РФ отметил, что рекламная конструкция в виде арки, размещенной над всей проезжей частью автомобильной дороги, не соответствует требованиям технических регламентов и несет угрозу безопасности дорожного движения.

"Ввиду указанного, владельцам рекламных конструкций необходимо учитывать, что даже выдача уполномоченным органом разрешения на рекламную конструкцию в границах полосы отвода автомобильной дороги и наличие в схемах размещения рекламных конструкций возможности такого размещения не гарантирует риска последующей отмены такого разрешения, - говорит Никита Филиппов. - Владельцам рекламных конструкций следует превентивно анализировать требования технических регламентов о безопасности дорожного движения, чтобы не понести в будущем убытки, связанные с признанием рекламных конструкций незаконными и их демонтажом".

По его словам, подобные споры появляются с завидной периодичностью. Очень часто основанием для исков со стороны государственных органов служат обращения и жалобы, в том числе со стороны конкурентов рекламного рынка, которые таким образом пытаются получить соответствующие преимущества, говорит адвокат. Еще одна частая проблема связана с разграничением полномочий между муниципалитетами, владельцами земельных участков в границах автомобильных дорог и владельцами самих автомобильных дорог по вопросам размещения рекламной конструкции и получения необходимого согласия для такого размещения.

Верховный суд объяснил, когда можно заставить хозяина продать его долю жилья

Если при размещении рекламной конструкции на фасадах зданий или отдельном земельном участке, например, достаточно заключить договор с собственником такого здания и получить разрешение на размещение рекламной конструкции, то в отношении автомобильных дорог все гораздо сложнее. "Предусматривается возможность размещения рекламных конструкций на условиях сервитута, а сами соглашения об установлении сервитутов заключаются по согласованию с государственным органом или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, - рассказывает Никита Филиппов. - Сумятицу в эти отношения вносит и имеющаяся правовая коллизия. Ранее владельцы рекламных конструкций часто были вынуждены платить как по договору о размещении и эксплуатации рекламной конструкции, так и по соглашению об установлении соответствующего сервитута. Но сейчас такая практика уже не применяется".

У водителей, естественно, возникают резонные вопросы: можно ли пожаловаться, например, на рекламный плакат с красивой девушкой? Она ведь отвлекает. Есть ли какие-то особые требования к рекламе у дорог и над дорогами, чтобы она не отвлекала, не мешала водителям и не провоцировали ДТП?

"Да, такие требования есть, - говорит Никита Филиппов. - Например, наружная реклама не должна ослеплять участников движения, в том числе, отраженным светом, ограничивать видимость и мешать восприятию водителем дорожной обстановки, иметь сходство с дорожными знаками, светофорами и другими техническими средствами организации дорожного движения, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта. Существуют ограничения и по размещению рекламных конструкций (например, на одной опоре с дорожными знаками и светофорами, на железнодорожных переездах и т.п.). Кроме того, такая реклама, как и любая иная, должна соответствовать общим требованиям Закона о рекламе, например, реклама должна быть добросовестной и достоверной, не содержать информацию порнографического характера, нельзя демонстрировать курение или потребление алкогольной продукции".

Если рекламой, изображенной на рекламной конструкции, нарушаются требования Закона о рекламе, то жаловаться необходимо в территориальные управления Федеральной антимонопольной службы. Если же сама рекламная конструкция размещена без разрешения или находится в ненадлежащем состоянии, не соответствует техническим требованиям - необходимо обращаться в местную администрацию, которая уполномочена выдавать предписания об аннулировании разрешений на установку рекламных конструкций и их демонтаже. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел уполномочены рассматривать протоколы об административных правонарушениях по фактам нарушения требований к установке или эксплуатации рекламной конструкции (статья 14.37 КоАП РФ), размещения рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (статья 14.38 КоАП РФ).

Верховный суд разрешил возвращать гарантийную машину из-за долгого ремонта

"Но, возможно, проблему можно решить быстрее и проще, если обратиться к самому владельцу рекламной конструкции, - говорит адвокат. - Добросовестные компании обычно сразу реагируют на подобные обращения, поскольку ответственность за нарушения в сфере законодательства о рекламе довольно чувствительна. Это могут быть как значительные штрафы, так и аннулирование самого разрешения, что часто даже болезненнее, чем выплата штрафа".

Еще один любопытный вопрос: если ДТП случилось из-за того, что водитель отвлекся на ненадлежащую рекламу, должен ли кто-то отвечать кроме водителя? "Это крайне редкая категория споров, - отвечает адвокат - Водитель транспортного средства, являющегося владельцем источника повышенной опасности, как непосредственный участник дорожного движения, должен внимательно следить за дорожными знаками и разметкой, в точности соблюдать правила дорожного движения. Если же водителю все же удастся доказать техническую невозможность избежать ДТП, а также причинно-следственную связь между дорожным происшествием и несоблюдением требований к рекламной конструкции, то взыскать ущерб можно с владельца рекламной конструкции".

Верховный суд Охрана порядка