Последнее десятилетие ознаменовало расцвет жанра - стремительный рост его популярности, а вместе с этим и огромные кассовые сборы. Феномен заключается в том, что большинство хорроров - в самом деле низкобюджетные, а порой и микробюджетные. Вдобавок, в фильмах ужасов крайне редко можно увидеть востребованных и действительно известных по меркам Голливуда актеров. Как правило, именитые режиссеры с внушительной фильмографией не снимают такое кино. Но при всем при этом хорроры "делают кассу" лучше, чем фильмы любого другого жанра.
Каждый год малоизвестные фильмы ужасов внезапно появляются из ниоткуда, захватывая всеобщее внимание и проникая в дух времени порой самыми необычными способами. Появление каждого нового малобюджетного успешного хоррора сопровождается отнюдь не фанфарами и удивленными возгласами кинокритиков, а банальным, но таким приятным шумом кассовых аппаратов в кинотеатрах.
Можно сравнить хоррор с по-настоящему "сезонными" жанрами - к примеру, с супергеройским кино или романтическими комедиями. Фильмы от Marvel и DC про любимых героев комиксов имели бешеный успех в 2010-х, но сегодня это не ново. Всем приелись летающие и стреляющие лазером из глаз блюстители справедливости. Несмотря на то, что гиганты продолжают тратить на производство супергеройского кино баснословные суммы, это никак не спасает положение подобного кино в прокате - оно довольно печально. Все соки из супергероев были выжаты, однако потуги выжать что-то еще продолжаются. Почти аналогичная ситуация наблюдается и с ромкомами - многим 2000-е навевают ностальгию по добрым, душевным и не слишком глубоким фильмам о любви, предательстве и снова о любви. "Как стать принцессой", "Без ума от любви", "Отпуск по обмену" и многие-многие другие ленты имели большой успех среди широкой аудитории - в основном, конечно, женской. Сегодня же ромкомы снимают гораздо реже, но даже немногочисленные новинки с хорошими бюджетами лишены романтичного шарма и тепла - в них явно считывается коммерция, которая никак не коррелируется с душевностью. А люди жаждут получить от ромкомов именно это. Итог - много шума на премьере, относительно небольшие кассовые сборы, а затем - стремительный уход в забытье.
Ужасам же не грозит ни потеря интереса зрителей, ни уход в забытье, потому что люди всегда будут нуждаться в адреналине. По этой же причине никогда не закроются парки развлечений с километровыми сумасшедшими "американскими горками", которые доводят до обморочного состояния каждого второго посетителя. Хорроры - менее экстремальный и безопасный вариант получения приятной дозы адреналина. Людям нравится бояться и наблюдать из защищенного места за тем, как с героями фильмов происходят самые жуткие вещи. И в этом нет ничего предосудительного или аморального - зритель переживает то, с чем надеется никогда не столкнуться. И это дарит небывалое удовлетворение.
В кинотеатрах многие хорроры имеют большой успех в силу того, что людям необходимо испытывать коллективный страх. Зрители, даже те, кто не считает себя фанатом подобного жанра, часто идут на ужасы в кино не ради фильма, а уж тем более не ради его сюжета. Они идут в кино парами, компаниями или в одиночку, чтобы увидеть в том числе реакцию других людей на происходящую на экране жуть. Кто-то закрывает глаза руками, кто-то невольно начинает смеяться, кто-то молча, остолбенев и не моргая, жадно смотрит. Зрители показывают свои эмоции, а заодно испытывают себя.
Каждому человеку любопытно узнать свой предел, а просмотр чего-то пугающего и омерзительного - наиболее верный способ. Так, например, в октябре 2024 года проверкой для многих стала третья часть серии фильмов "Ужасающий" (18+), снятая Дэмиеном Леоне. Этот сплэттер принадлежит ко многим знакомому ответвлению жанра - ужасы про клоунов. Казалось бы, тоже ничего нового, и ажиотаж, вызванный в 2017 году экранизацией романа Стивена Кинга "Оно" (18+) про жуткого клоуна Пеннивайза, переплюнуть сложно. Однако "Ужасающему 3" это удалось. Сюжет до смешного примитивен - демонический клоун Арт вместе со своей не менее демонической и сумасшедшей спутницей Вики решает превратить новогодние праздники в сущий ад. Извращенной парочке это удается - фильм состоит из непрекращающейся серии по-настоящему жестоких изощренных расправ. Основная фишка "Ужасающего" - излишняя детализированность и кровавость убийств. Причем во многих лентах этого жанра сцены расправ пусть и многочисленны, но довольно коротки - их хронометраж очень ограничен, чтобы сцены жестокости оставались для зрителя не до конца раскрытыми. В случае с "Ужасающим" все совершенно иначе - каждому эпизоду насилия выделена как минимум минута.
В Штатах "Ужасающий 3" стал в октябре культурным инфоповодом номер один - все кому не лень снимали короткие видео, суть которых заключалась в том, чтобы показать свою реакцию на происходящий в фильме кошмар. Пользователи активно делились своими впечатлениями, нагоняя страх и любопытство на тех, кто еще не успел сходить в кино на нашумевшую новинку.
Уникальность "Ужасающего 3" заключается в том, что в нем открыто показана бескомпромиссная жестокость. Для многих режиссеров это табу, однако Дэмиен Леоне не мыслит категориями нравственности. Ничего подобного зрители не видели уже давно, а все новое, даже представляющее собой моментами шокирующую степень абсолютно не прикрытого насилия, притягивает публику как магнит. Очевидно, что никакая промо-кампания не была нужна "Ужасающему 3" - зрители самостоятельно продвинули фильм наилучшим и наиэффективнейшим образом.
Значительную лепту в триумф "Ужасающего 3" внес и сам главный герой фильма, уникальный по своей природе. Арт полностью немой, за весь фильм он не произносит ни звука, однако его чересчур живая мимика говорит больше, чем слова. Клоун Арт - персонаж с бешеной харизмой, в лице которого можно считать не просто примитивную злость. Аморально не только то, что делает главный герой, - он сам является концентрацией издевки и аморальности. Как правило, именно такие герои становятся культовыми в кинематографе, и Арт уже получил свое признание. Он не забудется, как большинство топорных киношных злодеев без глубины и истории. Клоун Арт - еще один свежий глоток воздуха для массового зрителя.
Такой массовый интерес к максимально специфичному фильму можно считать феноменальным как минимум потому, что бюджет ленты по меркам киноиндустрии просто микроскопический - жалкие 2 миллиона долларов. Очевидно, что в ленту с таким бюджетом не позовут сниматься именитых голливудских актеров - именно поэтому даже заядлый киноман вряд ли увидит в "Ужасающем 3" знакомое лицо. Однако ничто не помешало сорвать "Ужасающему 3" куш - 40 миллионов долларов буквально за первые 10 дней в прокате.
В данном случае особенно комичным кажется сравнение малобюджетного примитивного "ужастика" с другим фильмом про всеми любимого клоуна - "Джокер: Безумие для двоих" Тодда Филлипса. При бюджете почти в 200 миллионов долларов картине удалось окупить себя аж за три недели проката, что по меркам кинематографа является очень и очень слабым показателем. При этом игра, как оказалось, не стоила свеч: отзывы кинокритиков и зрителей о новой части "Джокера" с Хоакином Фениксом и Леди Гагой в главных ролях в большинстве своем не слишком восторженные. Вот так отражающий саму суть уродства и жестокости клоун Арт с размахом и без капли стыда устроил линчевание менее безумного и слабого по всем параметрам Джокера.
Цифры говорят сами за себя, и становится очевиден вывод - сегодня фильмы ужасов могут предложить широкой аудитории гораздо больше, нежели другие жанры массового кино. Разнообразие поджанров делает хоррор максимально неоднородным и разношерстным явлением - и в современных реалиях уже невозможно назвать жанр ужасов гадким утенком. Все увереннее и напористее хоррор перетягивает одеяло на себя и сплачивает увеличивающееся в географической прогрессии комьюнити фанатов, одновременно обращая внимание свысока смотрящей киноиндустрии на талантливых режиссеров, которым удается практически из ничего создать фурор.