Так, алгоритмы ChatGPT Search подбирают наиболее подходящую поисковую выдачу под каждого пользователя. ИИ есть не только на сайте чат-бота и в приложении - он имеет и расширение для браузера Chrome, которое по умолчанию заменит Google-поиск.
Разработчики утверждают, что ChatGPT Search теперь знает фактически все.
"Поиск ChatGPT обещает лучше выделять и предоставлять информацию из надежных источников новостей, принося пользу аудитории, одновременно расширяя охват издателей, которые производят премиальную журналистику", - заявил президент Vox Media Памела Вассерштейн.
На данный момент ChatGPT Search доступен только для пользователей, принимавших участие в тестировании, и платных подписчиков ChatGPT. Те, кто не входит ни в одну из этих групп, доступ к поисковику получат в течение нескольких месяцев.
Однако это не единственный пример ИИ-поисковика. Подобная система есть и у Google - Gemini в браузере Chrome. Интересно, что данная модель появится и в Google Maps, где будет подбирать места для досуга и показывать сводки отзывов. В Opera также встроен ИИ-помощник, который использует модели LLM от OpenAI и Google. Он, в том числе, позволяет выделять любой текст на веб-странице и обращаться к системе, чтобы перевести его или узнать больше. Одним из первых браузеров, получивших ИИ, стал Microsoft Edge. Здесь можно найти помощника Copilot, который предоставляет описание веб-страниц и отвечает на вопросы, касающиеся контента. При этом он доступен на разных этапах: ему можно передать ссылку и задать вопрос о ней, запросить видео-подсказку при просмотре видео на YouTube или попросить поменять интерфейс браузера.
Не отстает от общемировой тенденции и Россия. Здесь, например, есть Яндекс Нейро. Работает он так: пользователь задает вопрос, а ИИ ищет нужные источники, анализирует их и объединяет всю информацию в одно емкое сообщение, дополненное ссылками на материалы. Система понимает естественный язык общения и контекст, давая возможность пользователю задавать уточняющие вопросы.
ИИ-функциями обзавелся и Mail.ru. Он, к примеру, генерирует текст - будь то посты в соцсетях или список задач - в "Заметках", делает краткий пересказ писем из "Почты", сокращая их до 2-4 предложений, и помогает составлять поздравления близким, если соответствующие даты вбиты в "Календарь".
Вместе с тем современные "умные" поисковики не лишены недостатков. Во-первых, они могут галлюцинировать. Во-вторых, не всегда понятно, на каких принципах работают эти модели: как происходит ранжирование источников, умеет ли система отличать официальные сообщения СМИ от записей в блогах и т.д., отметил генеральный директор Smart Engines, доктор технических наук Владимир Арлазаров.
"Эта неопределенность в известной мере открывает широкое окно возможностей для манипуляций населением", - сказал эксперт.
По его словам, разработчики, например, могут научить ИИ транслировать одну картину мира и полностью игнорировать альтернативные мнения. Причем почти невозможно узнать, была ли такая "предвзятость" сделана намеренно или получилась случайно.
Еще одна проблема - недостаточная актуальность данных. Нейросети, хотя и обучаются на огромных массивах информации, однако не всегда имеют доступ к последним обновлениям. Другой недостаток связан с ограниченной способностью "умных" поисковиков к аналитике, добавил пресс-секретарь нейро-сервиса "Пиарошная" Дмитрий Соколов.
"Нейросети пока не могут полноценно оценивать достоверность информации и часто выдают противоречивые данные из разных источников, не проводя между ними должной проверки и сопоставления", - подчеркнул он.
Однако уже сейчас нейросетевые поисковые системы конкурируют с обычным поиском по ссылкам. И все же однозначной замены в ближайшее время можно не ждать, считает младший научный сотрудник лаборатории FusionBrain Института AIRI Ирина Абдуллаева. Факторов здесь много: от стоимости развертки крупной модели на широкую аудиторию до опасений в безопасности выдаваемой информации.
"Наиболее ожидаемый сценарий - продолжение интеграции нейросетевых моделей в стандартные поисковые системы", - предположила собеседница.
С этим согласен и Арлазаров. Он объяснил это энергопотреблением: к примеру, один запрос ChatGPT потребляет в несколько раз больше энергии, чем один запрос Google. Сейчас этот вопрос не так сильно тревожит IT-гигантов, но, когда эта проблема начнет "бить по их кошелькам", то попыток интегрировать ИИ во все сервисы станет меньше.
Тем не менее Соколов уверен, что если нейро-поисковики и не заменят обычный поиск, то вытеснят его на 90-95% в ближайшие 3-5 лет.
"Нейро-поисковые системы со временем станут основным инструментом поиска. Их способность понимать естественный язык и предоставлять более персонализированные ответы делает их незаменимыми в эпоху информационного перенасыщения. Традиционные поисковики, вероятно, будут интегрировать нейросетевые технологии или уступят место новым решениям", - убежден он.