04.11.2024 23:47
Культура

В "Сириусе" впервые прошли "Дни оперы"

Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №250 (9492)
В преддверии открытия театрально-концертного комплекса, которое ожидается в 2025 году, в сочинском центре "Сириус" придумали мини-фестиваль "Дни танца". Теперь пару ему составляют и "Дни оперы".
Марина Нерабеева и Хачатур Бадалян открыли фестиваль концертным исполнением "Иоланты". / Предоставлено пресс-службой Сириуса
Читать на сайте RG.RU

Пока нет своей театральной сцены, площадкой для фестивалей служит Большой зал университета "Сириус". Там нет современной акустики и технологий, и все же он позволяет давать спектакли в концертном исполнении или с проекциями в качестве оформления. Именно такие версии привез на фестиваль московский театр "Новая опера". Ханс-Йоахим Фрай, худрук образовательного фонда "Талант и успех", отметил: "Путь к этому проекту начался более четырех лет назад, и для "Сириуса" очень важно начинать новаторский проект вместе с театром "Новая опера". Гастроли столичного театра стали также частью программы "Музыкальные шедевры", начатой ансамблем Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского".

На открытии "Дней оперы" прозвучала "Иоланта" Чайковского. Но, судя по переполненному залу, наибольший интерес вызвал раритетный "Почтальон из Лонжюмо" Адольфа Адана. Автор более 50 опер, у нас он известен как балетный композитор, создатель "Жизели" и "Корсара".

Между тем в мире "Почтальон из Лонжюмо" почти два века пользуется успехом. В наши дни вряд ли кто-то способен всерьез воспринимать историю провинциального почтальона, в день свадьбы сбежавшего от жены, чтобы стать столичной звездой, чуть не поплатившегося жизнью за двоеженство, но спасенного покинутой женой, превратившейся в богатую аристократку.

В качестве дирижера театр пригласил француза Клемана Нонсьё, он придал постановке легкость, галантность, брио, которые ассоциируются с французской комической оперой. Премьера сценической версии в режиссуре Евгения Писарева состоялась летом, до этого театр показал полуконцертный вариант. Его и привезли в "Сириус", сопроводив видеопроекциями. Клеман Нонсьё по этому поводу заметил, что "акустическую сложность зала помогает преодолевать работа звукорежиссеров, но восприятие спектакля осложняло отсутствие субтитров". Тем не менее его поразила реакция зала, которую он охарактеризовал одним словом: "Огонь!".

Почему "Пиковая дама" Пермского оперного театра кажется такой холодной

Особый успех выпал на долю Ярослава Абаимова в заглавной партии с бесконечным потоком высоких нот. И хотя не все они покорились тенору, его обаятельный пройдоха очаровал зал. Достойную пару почтальону составила его Мадлен / Мадам де Латур - Валерия Бушуева. На высоте оказались и другие участники спектакля.

Совсем иных взаимоотношений исполнителей и публики потребовал финальный вечер, посвященный музыке конца ХХ века. Программу составили два хоровых сочинения - "Покаянный канон" Арво Пярта и Концерт для хора Альфреда Шнитке, вдохновленный сочинениями армянского философа и поэта Григора Нарекаци. Они прозвучали под управлением главного хормейстера "Новой оперы" Юлии Сенюковой. Для этого вечера был выбран более камерный зал "Атом" - и потому что исполняющиеся a cappella творения Пярта и Шнитке требуют сосредоточенности, и потому что далеко не все готовы к восприятию столь сложного, не массового искусства. Тем не менее артистам "Новой оперы" и в этот вечер достались благодарные овации и роскошная корзина цветов. После такого приема им, вероятно, захочется вернуться в "Сириус", в тот театрально-концертный комплекс, который на глазах обретает окончательную форму.

Классика Краснодарский край