04.11.2024 11:10
Экономика

В России растет число секонд-хендов

Текст:  Елена Мационг
Уход известных брендов вызвали волну интереса к секонд-хендам. В регионах число таких магазинов увеличивается: в Екатеринбурге их уже 63. Рост отмечен в Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде и других городах. Кто сегодня отоваривается в секонд-хендах, и где они берут вещи, когда западный рынок стал почти не доступен? Об этом "РГ" рассказал коллекционер винтажной одежды, автор профильного Telegram-канала Сергей Борщ.
Читать на сайте RG.RU

Сергей, многие помнят первую волну спроса на секонд-хенды. В 1990-е, когда денег на новые брендовые джинсы у людей не было, совсем не зазорно было купить и ношеные. Рассказывают, как в небольших городах занимали очередь и ждали, когда привезут очередной тюк одежды…

Сергей Борщ: Да, потом наступили сытые нулевые и интерес к секонд-хендам упал, они почти исчезли из больших городов. Потому что появилось много магазинов масс-маркета, сначала зарубежных, а потом и отечественных с новой достаточно хорошей одеждой.

Сейчас к магазинам формата "вторые руки", или как их сегодня называют "сешкам" вторая и довольно мощная волна интереса. Во-первых, люди ищут, как можно сэкономить. И если видят, что фирменные джинсы в секонд-хенде стоят 1000 рублей, а не 8000, как в брендовом магазине - зачем переплачивать? К тому же не надо ждать доставку с маркетплейса или Авито. Тут можно сразу примерить и сэкономить. Часто в секонд-хендах продается "стоковая" одежда и обувь. То есть нераспроданные остатки новых фирменных вещей. Соотношение "стока" и "секонда", как правило, примерно 50 на 50. Кто-то выбирает ношеное, кто-то - новое.

Я знаю одну очень обеспеченную девушку, она принципиально покупает ношеное, потому что так вносит свой вклад в то, чтобы планета не засорялась.

Господдержка помогла камчатской предпринимательнице запустить бренд одежды

Сергей Борщ: Да, экологические активисты - частые покупатели в "сешках". Вообще пул потребителей таких магазинов сегодня очень сильно изменился. Если раньше это были социально-незащищенные слои и охотники за экзотикой, выискивавшие наряды для тематических костюмированных вечеринок, ретро вещи, то сейчас это люди из совершенно разных слоев. Причем рынок под них подстроился и уже появились свои ответвления "секондов" и комиссионок: с тяжелым люксом для обеспеченных, для особых ценителей винтажных предметов, для спортсменов, с детской одеждой для мам и так далее. Для одних посещение секонд-хендов - это своего рода азартное хобби, возможность интересно провести время в поисках сокровищ. А для кого-то - просто возможность недорого одеться.

Есть, к слову, и те, кто охотится за редкой одеждой, чтобы потом перепродать ее на Авито либо уже в своем магазине с наценкой. Таких перекупщиков примерно 30 процентов. Из остальных посетителей 60 процентов - это обычные рачительные люди, покупающие одежду для работы, семьи с несколькими детьми, пенсионеры. И 40 процентов - это молодые ребята, для которых "сешка" - как раз способ купить броскую вещь, весело провести время или подчеркнуть свою приверженность экопотреблению.

Сергей, а откуда сегодня поступает товар, если западный рынок стал почти не доступен?

Сергей Борщ: Европейскую одежду везут через третьи страны, чаще всего - через Казахстан. Но это становится все более невыгодным: дорожает и исходное сырье, за последние два года рост произошел на 30 процентов, да и сложная логистика берет свое. Поэтому владельцам торговых точек приходится вариться в собственных запасах. Небольшие магазины покупают товар на Авито в тюках оптом. Многие хозяева секонд-хендов, с которыми я общался, так и начинали свой бизнес. Потом уже нашли своих проверенных поставщиков и начали с ними работать.

Многие берут одежду из благотворительных ящиков, их тех вещей, которые сдают в службы милосердия. Для них есть особый термин Charity shops. Смысл в том, что приобретая вещи, отмеченные этим знаком, покупатель делает вклад в дело определенной организации (православной службы; оказывающей помощь малоимущим или бездомным животным). Иными словами, часть средств отчисляется на благотворительные цели.

Куда можно отнести ставшую ненужной одежду, чтобы она еще послужила?

Хотя часто недобросовестные владельцы подобных магазинов прячут за вывеской charity shop обычный бизнес и никакому не помогают, кроме своего кошелька. Схема предельно простая: берут грант на открытие своего дела, закупают контейнеры для одежды, ставят их в разных местах города, открывают секонд-хенд бутик и строят склад на окраине. Там собранные из ящиков вещи сортируют. Товар среднего пошиба продают оптом по 300 рублей за мешок в одни руки. Совсем плохие отправляются на ветошь по 40 рублей за кило, а хорошие выставляют в секонд-хенд бутиках. Как только появляется прибыль, покупают еще больше контейнеров, и бизнес масштабируется. Такая схема хорошо работает в городах-спутниках мегаполисов.

Интересно, а как продавец устанавливает цену, ведь это уже не новая вещь?

Сергей Борщ: Все очень условно. Поставишь низкие цены - набегут перекупы, и продадут потом дороже. Поэтому совсем уж дешево не продают. Так и работает рынок. Хотя крупные сети могут позволить себе акции со скидками вплоть до 90 процентов.

Продажи в секонд-хендах по данным аналитиков, растут сегодня во всем мире, крупные компании ожидают рост продаж и в дальнейшем. А что ты думаешь, как в нашей стране будет развиваться этот рынок?

Сергей Борщ: Мне кажется, все же установится некоторый баланс, рынок насытится, и рост приостановится. Будут небольшие магазины и комиссионки формата "у дома". Как раньше, в начале 2010-х был бум кофеен, сейчас нечто подобное и с секонд-хендами. По крайней мере, это перестает быть маргинальным, становится обыденностью, как захватить с собой кофе, забежать в "сешку" на районе. И не оглядываться при этом на содержимое кошелька.

Малый бизнес Товары и цены Образ жизни Свердловская область Калининград Санкт-Петербург Нижний Новгород