04.11.2024 04:01
Экономика

В России предлагается построить 2,5 тысячи авиадеревень

В России предлагается построить 2,5 тысячи авиадеревень
Текст:  Марина Трубилина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №258 (9500)
В России предлагается создать сеть авиадеревень - со взлетными полосами и ангарами для маленьких самолетов. Жители смогут держать здесь свои воздушные суда или пользоваться ими вскладчину.
В центре поселка, по решению авторов проекта, пройдет взлетная полоса, которую от жилых домов отделят ангарами. / авиадеревня.рф
Читать на сайте RG.RU

Авиадеревня - это, если упростить, коттеджный поселок с инфраструктурой для малой авиации, рассказал автор проекта сети авиадеревень "Свобода" Виктор Клыша на Международном жилищном конгрессе. Помимо взлетно-посадочной полосы и ангаров для самолетов здесь предполагается построить жилые дома, обязательно должны быть ресторан, отель и бизнес-патио. Если создать в стране сеть из 2,5 тыс. авиадеревень (через каждые 250-500 км), это положительно повлияет на развитие и бизнеса, и туризма, и малых населенных пунктов, около которых они будут находиться, считает Клыша.

Если сейчас доехать условно из Воронежа во Псков сложно и долго, то при существовании авиадеревень это можно будет сделать за пару часов, поясняет автор идеи, занимавшийся ранее загородным строительством. Бизнесмены смогут оперативно решать деловые вопросы. Туристы - путешествовать по стране "короткими перебежками": переночевать в отеле одной деревни (которая вполне может быть в месте с красивой природой, но вдалеке от автомобильных или железных дорог), перелететь в следующую - и так далее. Местные жители получат транспортное сообщение с крупными городами и новые рабочие места. Со временем в эти поселки переместится вся элита, уверен Клыша.

/ авиадеревня.рф

"Есть, к примеру, малый город где-то на берегу Оки или Печоры, - рассуждает он. - Сегодня туда не доедешь, он не развивается. Но если там будет своя авиадеревня, и туда можно будет легко летать, то, поверьте мне, те, кто уехал оттуда, захотят покупать там себе дома, апартаменты, чтобы прилетать к родственникам. Они где-то заработали деньги, и дальше деньги пойдут обратно на их родину".

При этом речь не идет исключительно об олигархах. Предполагается, что жители авиадеревни смогут пользоваться самолетом вскладчину: вложившись в его покупку (ориентировочно, потратив на это не 150, а 5 млн рублей), получат право летать, допустим, в течение двух недель в год - самостоятельно или с профессиональным пилотом. Это будет стоить не больше, чем покупка и обслуживание дорогого автомобиля, заверяет автор идеи.

Проект создания сети авиадеревень вошел в сотню лучших из 23,5 тысяч на форуме "Сильные идеи для нового времени"-2023. Агентство стратегических инициатив и фонд "Росконгресс" порекомендовали поддерживать автора в реализации идеи.

Сейчас, по словам Виктора Клыша, создается рабочая группа, куда должны войти представители Минстроя и Росавиации, которая доработает типовой проект авиадеревни - чтобы к нему не было претензий с точки зрения строительных или авиационных норм. Первую деревню, где будет около полутора сотен жилых домов и апартаментов для туристов, предполагается построить в Калужской области. Позже этот образец можно будет тиражировать в регионах, считает Клыша.

Для развития авиадеревень сначала нужно реформировать подготовку пилотов и производство самолетов. Например - таких. / авиадеревня.рф

Сейчас малая авиация в России - это, в основном, "покатушки", говорит он. Тогда как в других странах это очень развитая транспортная инфраструктура. К примеру, в России, по его данным, насчитывается 7,5 тыс. бортов малой авиации и 400 взлетно-посадочных полос (ВПП). В маленькой Великобритании, для сравнения, более 20 тыс. самолетов и 680 полос, а в США - более 211 тыс. бортов и 19,3 тыс. ВПП.

"Я ездил по всему миру, жил в разных странах, - рассказывает Клыша. - И вот ты сидишь где-то, и тебе говорят: "Слушай, полетели, крабов поедим в Майами!". Туда улетели, потом еще куда-то. В России мы летаем на аэробусах, но это в плане транспорта, как большой автобус. А малая авиация - это легковой автомобиль".

В пресс-службе министерства транспорта на просьбу "Российской газеты" прокомментировать идею создания авиадеревень ответили, что "подобные обращения в Минтранс России не поступали". Росавиация на запрос "РГ" не ответила.

Развитие малой авиации позволит решить проблему транспортной связанности

Появление экономически обоснованных авиадеревень маловероятно, считает учредитель экспертного клуба "Загородный девелопмент" Валерий Лукинов. Собственный самолет может себе позволить только бизнесмен с высоким уровнем дохода, рассуждает он. А такие покупатели как место для отдыха или постоянного проживания предпочитают локации с отличными визуальными характеристиками (на горизонте лес, рядом вода) и с отсутствием шумов (не более 30-35 дБ ).

"Рядом с шоссе уровень шума - более 70 дБ, что является причиной отказа от покупки, - говорит Лукинов. - Шум самолета, издаваемый при взлете и посадке, может достигать 140 дБ".

Исследование Бернхарда Грейзера для центрального экологического управления Германии, отмечает он, показывает негативное влияние шума на здоровье человека: средний уровень звукового давления в ночное время, равный 55 децибелам, увеличивал риск сердечных приступов на 66% у мужчин и на 139% у женщин. Поэтому, по мнению эксперта, бизнесмены охотнее приземлятся в обычном аэропорту и направятся в отель с высоким уровнем обслуживания, где есть инфраструктура для проведения мероприятий и переговоров. В эко-деревнях тоже высокие требования к экологии и шумовым загрязнениям.

Однако Виктор Клыша отмечает, что шум от посадки легкомоторного самолета совсем невелик. А жилые дома будут отделены от взлетной полосы рядом ангаров, которые станут защитой от рева двигателей.

Для развития авиадеревень сначала нужно реформировать подготовку пилотов и производство самолетов. Например - таких. / авиадеревня.рф

Авиадеревни - это интересный формат загородного жилья, который объединяет в одном месте жилую инфраструктуру с возможностями для малой авиации, считает партнер NF Group Ольга Широкова. "Такие поселки действительно популярны в США, где малая авиация широко развита и часто используется для личных и деловых перемещений. В России такие проекты пока остаются очень нишевым продуктом", - говорит эксперт.

Главные факторы, ограничивающие развитие таких поселков в России, - сравнительно низкая популярность малой авиации, сложные регуляторные условия и высокие эксплуатационные расходы, говорит Широкова. В то же время этот формат может быть интересен, если проектировать его в живописных, но удаленных от городов локациях. Он способен привлечь энтузиастов авиации и людей, заинтересованных в независимом способе передвижения на значительные расстояния.

Для развития авиадеревень сначала нужно реформировать подготовку пилотов и производство самолетов. Например - таких. / Соцсети

Для развития авиадеревень и авиатуризма необходимо реформирование всей сферы малой авиации, для чего нужна колоссальная государственная поддержка, считает эксперт-стратег по развитию городов и территорий, гендиректор градостроительного бюро "Мастер'с план" Юлия Зубарик. Сейчас малая авиация в России развита крайне неравномерно: наиболее широка сеть транспортных перевозок по воздуху на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Помимо туристических поездок есть сеть маршрутов, которые связывают труднодоступные населенные пункты с более крупными городами, но они всегда были дотационными.

Новый самолет "Байкал" будет обладать меньшими габаритами и большей скоростью

Развитие авиатуризма в России имеет перспективы, но это требует длительных и масштабных вложений в отрасль, считает Зубарик. Во-первых, существует дефицит коммерческих пилотов: только два высших учебных заведения в стране готовят таких специалистов. Поэтому необходимо реформировать систему подготовки кадров. Во-вторых, серийное производство авиатехники и реконструкция существующей авиационной инфраструктуры займет годы из-за необходимости испытаний и многолетних проверок для поддержания безопасности авиаперевозок. Еще один вызов в развитии легкомоторной авиации - административные барьеры. Сложности в получении права перевозить пассажиров небольшим авиакомпаниям, в сертификации самолетов, высокие требования к техническому оснащению аэропортов приводят к росту себестоимости полетов и - соответственно - цен.

Сам инициатор создания сети деревень настроен в этом плане достаточно оптимистично. Тридцать лет назад наша страна отставала от США по количеству автомобилей на душу населения в сто раз, приводит он сравнение. А сейчас мы уступаем лишь в два раза: уже вполне привычно, когда на семью есть два автомобиля. Так же стремительно, по его мнению, может развиваться и малая авиация.

Авиатранспорт Жилая недвижимость Земля Инфраструктура ДФО ПФО СЗФО СКФО СФО УрФО ЦФО ЮФО