- Регистрация первого регионального бренда для нас большое событие, - пояснил он. - Только в прошлом году был принят закон о товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров, на основании которого введен в действие новый объект - "географическое указание". После чего кабмин поручил предоставить от каждой области республики два географических бренда. И вот первая ласточка - арстанбапский дикий орех. Почему я делаю акцент на времени, которое прошло от принятия закона? В Армении, к примеру, за восемь лет после утверждения нормативно-правовой базы была только одна регистрация географического названия - севанской форели. В Казахстане за пять лет - всего четыре регистрации. А у нас на подходе уже несколько заявок. Это и узгенский рис, и токтогульский мед, и баткенский абрикос, и таласская фасоль, и лейлекские ковры. Да, речь идет не только о продуктах питания, но и о других уникальных региональных производствах.
При этом, как уточнил Тимур Адилов, нужно понимать разницу между товарным знаком и географическим указанием. Первый позволяет потребителю отличать товары друг от друга и не демонстрирует место их происхождения. А географическое указание - это маркер продукции, обладающей особыми свойствами, присущими только конкретной территории.
- Наш первый "указатель" был зарегистрирован по заявке от Ассоциации управления географическим указанием "Арстанбапский дикий орех", - рассказывает Тимур Адилов. - Это общественное объединение, в которое входят производители ореха. Одна из особенностей регистрации таких знаков - заявлять ее могут только общественные объединения - ассоциации, союзы производителей. Физические лица такого права лишены, то есть региональные бренды не могут принадлежать одному человеку. Еще одна деталь - в дальнейшем помечать свою продукцию этим знаком могут производители только из этой области. Условно говоря, поставщик иссык-кульских абрикосов не сможет воспользоваться брендом баткенских абрикосов. Нужно будет объединяться с такими же производителями и регистрировать свой знак.
Вместе с тем
Охрана географического указания пока что действует только на территории Кыргызстана. Но уже в следующем году планируется проведение процедуры присоединения к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о международной охране географических указаний и наименований мест происхождения товара. После чего кыргызстанские правообладатели смогут подавать заявки на международную регистрацию и охрану бренда.