Брутализм и с чем его едят
Брутализм как архитектурное направление оформился в Великобритании в послевоенные годы, выделившись из модернизма и распространившись на другие страны. Он стал отражением эпохи, когда государства восстанавливали свои города после Второй мировой войны и заботились о создании принципиально нового мира.
Отличительной чертой этого архитектурного стиля стала работа с бетоном. Поэтому совсем не удивительно, что, когда экономика была в упадке, брутализм с его использованием дешевого материала вышел на авансцену строительства.
В Советском Союзе брутализм не только отражал возможности государства, но и ориентировался на социалистические идеалы того времени. Большинство объектов в этом стиле выполняли социальные задачи, например, жилые дома, научные учреждения, библиотеки…
Важно понимать, что название архитектурный стиль получил не из-за грубости и четкости форм, а благодаря материалу, лежащему в основе "брутальных" зданий. При их строительстве в большинстве случаев использовали необработанный бетон, который априори придавал объекту мрачность и серость. К этому можно добавить открытые элементы конструкции по типу балок, сочетание стекла и металла, минимализм и отсутствие декора. Но даже в этих условиях архитекторам удавалось создать нечто необычное, что впоследствии стало историческим достоянием.
Объекты советского брутализма в Москве
Следы советского брутализма можно наблюдать на территории почти всего постсоветского пространства. Но если говорить об их наибольшей концентрации, это, безусловно, Москва.
Интересны в столице не только сами здания, но и их территориальное расположение. Если сопоставить карту "расширений" Москвы в разные десятилетия с ее современной территорией, можно заметить, что город разрастался по диагонали вверх и вправо, на север и восток.
В XVIII веке в Москве построили заградительное сооружение Камер-коллежский вал. Это была высокая земляная насыпь, которую сейчас можно сравнить с третьим транспортным кольцом, чуть вытянутым в сторону северо-востока. Затем, в 1908 году, появилась Московская окружная железная дорога (МОЖД) - по ее контуру сейчас проходит Московское центральное кольцо (МЦК).Обозначим эту часть города условно "исторической". К более современной относится территория, вокруг которой в 1962 году замкнулась Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД).
Безусловно, объекты советского брутализма расположены по всей Москве, в том числе в исторической ее части, однако наибольшее их сосредоточение мы наблюдаем именно на расширении от МОЖД до МКАДа.
Вряд ли мы найдем хоть один объект этого стиля в черте Садового кольца. Именно из него разрасталась Москва, сохраняя внутри исключительно историческое наследие. Для советского брутализма была характерна массовая застройка жилых зданий и комплексов на периферии и в новых районах Москвы - нужно было заселять образовавшуюся территорию. Поэтому оставшиеся "брутальные" объекты выросли как раз за пределами Садового кольца.
Тенденцию на "обживание" периферии можно проследить на примере Северного Чертаново. Дело в том, что в 70-е годы его начали отстраивать как образцовый коммунистический район. Он должен был стать примером для всего государства и прообразом для дальнейшей застройки. То есть именно окраина должна была стать своеобразным "центром" нового строительства, поэтому основная часть объектов - жилые дома и элементы инфраструктуры.
Брутализм и современность
Сейчас брутализм как архитектурное направление вновь набирает популярность, особенно среди молодого поколения. Сложно назвать конкретную причину, по которой люди откликаются на эту "эстетику". Тем не менее в социальных сетях есть не один аккаунт, посвященный этому архитектурному стилю. Там публикуются в основном мрачные видео объектов под соответствующую музыку - они набирают много просмотров и лайков. По сути, эту ситуацию в архитектуре можно сравнить с восприятием электронной музыки на фоне остальных жанров. Для кого-то это просто "долбежка", в которой нет ничего прекрасного, а для кого-то - любимое звучание, сопровождающее по жизни. Так и с брутализмом: кто-то считает его мрачным пережитком прошлого, а кто-то - источником вдохновения.
Не стоит забывать и о том, что мода всегда циклична. Если джинсы на низкой посадке и леопардовый принт вернулись в тренд, почему бы не вернуться и советскому брутализму? К тому же, советская эпоха и все, что с ней связано, сейчас для кого-то предмет ностальгии, а для людей помладше - романтизации. Не зря ведь молодые ребята организуют фотосессии в стиле 90-х, "грабят" родительский гардероб в поисках той самой олимпийки и ждут новых поставок в винтажные магазины и секонд-хенды.
Если же рассматривать советский брутализм не с эстетической, а с функциональной стороны, он может предложить актуальные решения для современных проблем. Например, для массового жилищного строительства, как делалось в 70-е годы прошлого века. Сейчас, когда ключевая ставка Банка России продолжает расти, а массовая программа льготной ипотеки завершилась, вопрос о доступном жилье встал особенно остро. Брутализм, использующий доступные материалы, мог бы стать решением проблемы хотя бы частично и помочь в строительстве практичных многоквартирных домов. Особенно в условиях, когда плотность населения увеличивается, а территория ограничена. Или же решить вопрос общежитий и жилья для рабочих, не нуждающегося в архитектурных изысках и "украшениях". Это же касается инфраструктуры, не требующей особой декорации, - поликлиник, школ, библиотек. Для этих зданий особенно важны высокая прочность и долговечность, а "брутальные" материалы как раз отличаются своей доступностью и долгим сроком службы.
Безусловно, у этого стиля есть и свои минусы, иначе вся Новая Москва уже облачилась бы в брутализм. К недостаткам часто относят неэстетичность таких объектов. Их считают однообразными, мрачными и обезличенными. Современные застройщики и архитекторы стараются отходить от известных нам "панелек" и "хрущевок", заменяя их стройными рядами высотных новостроек. Также советский брутализм отсылает к определенной исторической эпохе, воспоминания о которой хотят хранить далеко не все, а тем более - отстраивать еще больше их источников.
Но нельзя забывать, что современный брутализм лишь основывается на своем советском предшественнике. Сейчас этот стиль всячески переосмысляется и адаптируется под современность. Так, например, в прошлом году одобрили проект нового жилого комплекса, состоящего из двух "геометрических" небоскребов. В его форме и размахе можно узнать черты брутализма, однако он будет выполнен не из бетона, а полностью из стекла. Благодаря этому может выглядеть совсем не мрачно, а, наоборот, футуристично и стильно. А в 2020 году в Новой Москве начали строить школу искусств в стиле брутализм. Согласно проекту, она сохранит "брутальные традиции" минимализма, но с интеграцией в современность - фасады будут выполнены не из бетона, а из чередующихся плитки и стекла.
То есть возвращение брутализма в архитектуру совсем не означает, что в той же Москве должны возводить огромные бетонные башни (хотя и в этом есть свой шарм). Современный брутализм не копирует советский вариант, а вдохновляется им. Такой подход немного меняет изначальную суть стиля с его доступностью материалов и быстрым строительством, так как современная адаптация требует больше времени и ресурсов. Поэтому имеет смысл говорить не о массовой застройке, а о "точечных объектах", которые постепенно уже появляются в столице. Они чтят традиции брутализма и отдают дань прогрессивному XXI веку, совмещая функциональность и эстетичность.