08.11.2024 16:59
Культура

Зачем режиссер Алена Полунина ходила с добровольцами по минным полям Донбасса

Текст:  Максим Васюнов
Часть этого документального фильма снята через плечо смерти - бесконечное горе тех, кто пытается найти своих без вести пропавших родных, бесконечные черные мешки с телами мирных жителей Донбасса и тех, кто за него погиб, бесконечные заминированные леса и поля, по которым в поисках безымянных могил продвигаются волонтеры и с ними документалист Алена Полунина.
Кадры из фильма "Среди мертвых, среди живых". / Предоставлено компанией "Суббота"
Читать на сайте RG.RU
В Чите впервые прозвучала симфония о спецоперации

Но свое плечо для кинокамеры режиссера подставляет и жизнь. Те же волонтеры, что бросили свои карьеры следователей, политиков, бизнесменов, чтобы заниматься, быть может, самой тяжелой работой на свете - это лучшее доказательство того, что мы все-таки пока живы. Мирные сельчане, не покинувшие разбитые дома и пережившие смерть. Они первые навигаторы для добровольцев - вон за тем домом нацисты захоронили наших соседей, вон в том лесу в могиле три ополченца… Открытие мемориала "Незаживающая рана Донбасса" под Луганском, которого бы не было без подвига волонтеров, - тоже для живых.

Фильм Полуниной так и называется - "Среди мертвых, среди живых". И кто здесь главный герой, те, кого находят в безымянных могилах и придают родной земле со всеми почестями, или те, кто ищет, идентифицирует и хоронит - вопрос, на который зритель должен ответить сам.

Фильм снят в жанре "реалдок", нет здесь никаких интервью, никакого закадрового текста, документалист только фиксирует и не пытается вмешаться в процесс. В американских киношколах этот метод съемки называется "муха на стене", и как показывает история кино - лучшие фильмы о войне сняты именно таким методом.

"Это самый трудоемкий, но самый породистый способ делания доккино", - говорит режиссер.

В итоге кино - не для слабых. Возможно даже не для современников, которые вряд ли пока готовы заглядывать в разрытые могилы без убаюкивающих комментариев. А для кого?

"Мне хотелось посмотреть на историю донбасских волонтеров взглядом потомка, который будет видеть обычных мужчин и женщин, живущих в очень странной и далекой от человеческой нормы ситуации", - объясняет режиссер.

Кадры из фильма "Среди мертвых, среди живых". / Предоставлено компанией "Суббота"

И вот парадокс - чем дальше отстраняется режиссер, тем глубже получается кино. В одном из эпизодов волонтеры, составляя очередные списки погибших, мечтают о будущем - домик, дети, камин, собака… Пару минут разговора, которые обнуляют не унимающиеся дискуссии о гуманизме.

Для выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров, финалистки и победительницы многих международных кинофестивалей Алены Полуниной это уже третий реалдок о конфликте с Украиной.

В донецком лицее педагог учит школьников делать окопные свечи

Первый, "Варя" - о либерально настроенной россиянке, которая весной 2014 года поехала "за правдой" на Украину, где нашла десятки причин оправдать неонацизм. Фильм о том, как заразительны идеи превосходства одних над другими и как легко либералы попадают под влияние неонацизма. Спустя несколько лет Полунина сняла "Свою республику" о донбасском батальоне "Восток". Снова честно, снова камерой по живому. И снова - реальность оказалась мощнее любой пропаганды. Фильм добрался до Европы, и проукраинские активисты сорвать показ оказались не в силах.

"Среди мертвых, среди живых" уже начал свой путь по киноэкранам. Недавно его показали на престижном "Докере" и на пермской "Флаэртиане".

Документальное кино Донецкая Народная Республика