Лундстрем и Сергунин - "Русскому Донбассу": почему первую симфонию об СВО сыграли в Чите

В Чите впервые прозвучала симфония о спецоперации
пресс-службы Забайкальский филармонии им. Олега Лундстрема

Муралы с портретами бойцов в Чите давно стали привычной чертой городского пейзажа, в местные музеи на выставки о СВОих стоят очереди, наконец, в столице края, в самом центре города, открыли один из первых в России мемориалов героям спецоперации. Где еще, как не здесь, должна была впервые прозвучать симфония "Русскому Донбассу"?

36 и 7 симфония

Симфония закрывала третий Фестиваль Олега Лундстрема, пожалуй, самое масштабное событие Забайкалья. Никита Михалков, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Полина Агуреева - имена, которые и на московских афишах вместе встречаются редко. Собрал их всех внучатый племянник короля отечественного джаза Петр Лундстрем. Музыкант и гражданин, поддерживающий Донбасс и словами, и делами. Как худрук фестиваля, Петр имел право устроить премьеру первого симфонического сочинения о Донбассе на своей территории.

Перед премьерой многие вспоминали, что и "Ленинградская" Симфония № 7 Шостаковича сначала прозвучала в Самаре (тогда - Куйбышеве), потом в Москве, Европе, США и только потом в блокадном городе.

Куда важнее - кто написал первую симфонию о событиях, которые перевернули современный мир. Молодой, но уже востребованный композитор Алексей Сергунин, ему только недавно исполнилось 36 лет, столько же было и Шостаковичу, когда мир рукоплескал его блокадной молитве.

Алексей Сергунин (за дирижерским пультом) и солист Петр Лундстрем. Фото: Пресс-служба Забайкальский филармонии им. Олега Лундстрема

Фанаты кино знают Сергунина как соавтора музыки к фильму "Ван Гоги", поклонники оперы помнят его "Доктора Гааза" в Геликон-опере, а тем, кто предпочитает, например, электробалет, памятен его "Пугачевъ".

В 2022 году Сергунин стал лауреатом международного конкурса Рахманинова, который проходил на фоне "культуры отмены" и вспышек русофобии. Именно тогда композитор решил написать о Донбассе. Но работа не задалась: "Я чувствовал себя как первобытный человек, который уже понял, что сидеть удобнее, чем стоять, но еще не изобрел стула".

"Донбасскую" симфонию мог понять только один коллектив в мире - Оркестр непокоренных Донецкой филармонии

Муки творчества прервал звонок другу по музыкальному колледжу Петру Лундстрему, пианист попросил скрипача взять его с собой на Донбасс. Вместе они объехали с концертами военные части, побывали в Донецке, где тогда, в 2022-м, 24/7 тряслись окна от бесконечных прилетов. И где, оказалось, музыка совсем не лишняя.

"Тогда-то пазлики и сошлись, - вспоминает Сергунин, - я понял, что это будет симфоническое произведение в трех временах, в прошлом, настоящем и будущем. Или можно сказать по-другому - оно о том, кто мы, откуда мы и куда идем".

Русский вопрос в ноты композитор переводил полтора года и лишь за считанные недели до премьеры выдохнул - кажется, получилось.

Непокоренная скрипка

"Донбасскую" симфонию мог понять только один коллектив в мире - Оркестр непокоренных Донецкой филармонии. Композитор репетировал с ними сначала в ДНР, а потом продолжил в Чите. Кстати, для большинства музыкантов это первая отлучка из дома в столь дальние края.

Скрипачка и концертмейстер Ольга Зорькина - дочь полка, в оркестре работает ее мама. Если есть место, где девушка чувствует себя как дома, то это Донецкая филармония. Потому никуда не уехала в 2014-м. Она была среди тех отважных музыкантов, что во время жесточайших обстрелов поднялись на крышу бизнес-центра и исполнили "Пора домой" - видео этого концерта облетело весь мир. Она же играла с Валентиной Лисицей, когда та исполняла Рахманинова и великих русских под открытым небом в Парке Ленинского комсомола…

Фото: пресс-службы Забайкальский филармонии им. Олега Лундстрема

"В тяжелые моменты мы говорили себе - нет, мы не уедем, потому что кто, если не мы? - рассказывает Ольга. - Поэтому, кто, если не мы, должны были первыми исполнить эту мощную по мысли и масштабу симфонию?"

Помимо симфонического оркестра, на сцене "Мастера хорового пения", многие его участники тоже бывают на Донбассе с гуманитарными миссиями. Солирует скрипач Петр Лундстрем, которому персонально посвящена одна из самых сложных частей сочинения, "Чакона". Впрочем, не будет преувеличением сказать, что она посвящена всем творческим людям, которые сегодня тоже на войне, и, быть может, их война совсем не легче окопной. Интересно, что у хора здесь нет слов, чистый вокализ.

Настройка света

Всего в симфонии четыре части. Первая - плакатная по стилю - воспевание шахтеров. Вторая - военная, здесь узнаваемы и взрывы, и выстрелы, и сирены, и звуки работы ПВО. Переполненный зал Забайкальской филармонии в те двадцать минут, что длилась вторая часть, кажется, даже не дышал.

В тот момент, когда нерв между музыкантами и слушателями натянулся до предела, хор грянул стихами Анны Долгаревой "Стой, Россия, за мальчиков этих летних". И дальше: "Мальчиков злых и светлых, улыбчивых, полногубых".

Фото: пресс-службы Забайкальский филармонии им. Олега Лундстрема

Зрители не отводили глаз от мужской части Оркестра непокоренных - двадцать музыкантов только недавно вернулись с фронта.

Звучат в симфонии стихи и тех, кого давно забыли: "Хорошая планета - шар земной" Наума Басовского, "Шахтерская бригада" Виктора Шутова, "Слово о законе и благодати" Иллариона Киевского. И, разумеется, - фольклор. Его особенно много в четвертой, завершающей, части, в которой рисуется образ будущей России, обновленной и естественно, - победной.

Много "приветов" от Сергунина и русским композиторам. Шостаковичу - само собой, но больше всего Прокофьеву, который сам с Донбасса и который тоже во время войны писал музыку света и надежды.

"От такой музыки душа растет, - сказал сразу же после премьеры военный ветеран Роман, что пришел на концерт с семьей. - Это нужно возить по всей России".

Донбасскую симфонию ждут дома, в Донецке. О дате концерта будет объявлено особо.

Фото: Максим Васюнов