Закон отменяет необходимость получения согласия всех участников общей долевой собственности на выдел доли на паркинге. Это существенное упрощение. Законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного суда от апреля 2023 года и призван защитить права владельцев машиномест в паркингах.
Что меняется
Как пояснил в комментарии "РГ" председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ), владелец доли в праве общей собственности на паркинг сможет выделить свое машино-место в отдельный объект недвижимости. Причем это можно будет сделать, "даже если другие совладельцы против или их слишком много на большом паркинге, они друг друга не видели и не знают".
Раньше для этого требовалось согласие всех собственников всех машино-мест со всего паркинга или решение суда. "А подписи со всех обладателей долей в праве общей собственности об отказе в преимущественном порядке приобрести эту долю собирались со всего паркинга годами, поскольку "покупателей" - остальных участников долевой собственности паркинга было много", - продолжил Гаврилов.
Новый порядок действий
Глава комитета разъяснил ситуацию на примере. Предположим, у вас есть доля в паркинге, но конкретное машино-место не оформлено как отдельный объект недвижимости. Вот что позволяет сделать новый закон:
- Вы приглашаете кадастрового инженера. Он готовит технический план, где четко обозначает границы вашего будущего машино-места. При этом инженер должен учесть проектную документацию здания (если она есть) и документы, по которым вы получили свою долю.
- Инженер публикует извещение о выделе (оно должно содержать ваши контактные данные, данные кадастрового инженера, кадастровый номер и адрес паркинга, схему расположения выделяемого машино-места, порядок ознакомления с техпланом).
- Остальные собственники могут прислать возражения. "Но важно: они должны быть обоснованными. Например, если ваше машино-место блокирует проезд или мешает использовать другие машино-места - это обоснованное возражение. Просто "не согласен" - не считается", - пояснил Гаврилов.
- Если возражений нет или они сняты на общем собрании - машино-место регистрируется как ваша собственность. При этом не нужно менять технический план всего паркинга, не нужно бегать собирать подписи со всех, кому принадлежат места на паркинге.
- После регистрации права собственности вы становитесь собственником машино-места, а ваша доля в общем паркинге прекращается автоматически. Росреестр сам пересчитает доли оставшихся собственников и уведомит их об этом в течение пяти рабочих дней.
"Особый случай: если в паркинге осталось всего два собственника, и один хочет выделить свое машино-место, технический план должен сразу готовиться на оба машино-места - и для того, кто выделяется, и для того, кто остается", - пояснил глава комитета.
По его словам, новый закон позволит многим владельцам долей в паркингах наконец оформить свои машино-места как полноценную недвижимость, не зависеть от желаний других совладельцев и свободно распоряжаться своей собственностью.
Остановить "соседские войны"
Депутат ЕР Абдулхаким Гаджиев в свою очередь отметил, что ранее Конституционный суд обратил внимание на двойственность: парковочные места граждан являются как бы частью общедолевой собственности в многоквартирном доме. В связи с этим, по его словам, правительство и проработало возможность для владельцев машино-мест в МКД выделить свою долю "в натуре".
"Раньше для этого требовалось согласие всех собственников парковочных мест. Это норма была просто нежизнеспособна для больших жилых комплексов, - пояснил депутат. - Теперь собственник парковочного места с привлечением кадастрового инженера может обозначить границы своей собственности и оповестить других. Если в течение месяца не поступит мотивированных возражений, или они сняты на общем собрании - парковочное место регистрируется как ваша собственность".
Он резюмировал, что закон устанавливает простые и прозрачные нормы в части парковочных мест, чтобы не было "соседских войн" в жилых комплексах, ведь габариты некоторых машин блокируют соседей, не дают им возможность выехать. Кроме того, парковочное место бывает трудно продать, а часть собственников не готовы нести бремя расходов по содержанию общего имущества. Благодаря уточнениям в законодательстве эти противоречия будут исключены, считает парламентарий.