Село Башкирское, названное так в честь первых поселенцев, находится в 100 км от Кургана. По современным меркам не так уж далеко, но попасть туда непросто. До райцентра ходит рейсовый автобус, а дальше хоть караул кричи: ни маршруток, ни такси. Спасибо учителю истории и обществознания Елене Родионовой. Узнав, что еду к ним в гости, попросила мужа Андрея встретить на своем автомобиле.
Первое, что бросилось в глаза в селе, так это обилие велосипедов. Они были везде: возле магазина, Дома культуры, детсада, даже у администрации один электрический припаркован. Такое впечатление, что велосипедов больше, чем людей. Оказалось, так и есть. Как-то на сельском празднике насчитали 612 велосипедов, а фактически в Башкирском живут 435 человек. В некоторых семьях по несколько штук. Например, местный глава, как по старинке называют жители представителя муниципальной власти, признался, что кроме электрического у него дома еще два простых велосипеда, купленных раньше: расстояния большие, а дел невпроворот, пешком не находишься. Возле школьного забора тоже чьи-то "железные кони" ждут хозяев.
- Это еще мало, обычно здесь все заставлено, - встречает на крыльце Елена Родионова и, пропуская вперед, предупреждает: - Школа готовится к капремонту, гостей не ждали, потому часть оборудования и стендов уже сняли, упаковали в коробки. С 1 января переезжаем в другое помещение, а сюда зайдут строители. Так что извините...
Если не знать, что за 50 лет в школе ни разу не было капремонта, этого можно и не заметить: чисто, ухоженно, по-домашнему уютно. Особенное настроение создают комнатные цветы и шторы, причем в каждой рекреации они разные. Автор идеи - директор школы Ольга Павличенко. По специальности она биолог, цветы - ее страсть.
Двухэтажное здание кажется просторным и малолюдным. Объясняется просто: строили школу на 300 человек, а сейчас осталось 103. И это с учетом подвоза детей из трех близлежащих деревень. В 11-м классе всего семь учеников: четыре девочки и три парня. Напросилась к ним на урок обществознания. Пока они с учителем разбирались, что такое социальные нормы и как себя следует вести в обществе, потихоньку их разглядывала. Ни колечек в носу у девушек, ни сережек в ухе у мальчиков, ни модных татуировок, ни вызывающего макияжа, ни обтягивающих джинсов. Телефонов на столах тоже нет.
- А у вас есть квадроберы? - интересуюсь позже.
Вопрос ставит учителя в тупик: кто это? Просит помощи у класса.
- Да это малолетки так развлекаются, - смеются старшеклассники. - Надевают маски животных и ползают на четвереньках. Это у них такой способ самовыражения.
- Серьезный сигнал обществу, - задумалась учительница. - Такое может быть от недостатка внимания и любви. Нет, наши дети такими глупостями не занимаются. Да и некогда им. Уроки, кружки, спортзал, и дома полно работы. Мы же в селе живем. В каждой семье - хозяйство.
У самих Родионовых - полный двор птицы: куры, гуси, утки. Еще есть кролики и пчелы. Большой огород.
- Мы из того поколения, когда стыдно не сажать в селе огород, - призналась Елена. - В магазин за продуктами редко ходим: все свое. Майонез вот научилась делать. Вы такого в городе не найдете. Молоко, правда, покупаем у односельчан, а что-то и сами продаем, если остается. Если питаться с прилавка, то вся зарплата будет уходить только на еду. А нам же хочется и детям помочь, и в санаторий съездить, и маникюр сделать, и прическу, и мир посмотреть. Недавно возили ребят с родителями на своих машинах в Курган в драмтеатр. "Алые паруса" вместе посмотрели.
- Как же вы с маникюром да в огород?
- Перчаточки надеваю, перчаточки. Вы, наверное, заметили, как наши учителя следят за собой: элегантно одеты, женщины - на каблучках. На нас же смотрят и дети, и их родители.
Да, на одну учительскую зарплату не разбежишься, особенно если к этому добавить еще расходы на свет и отопление. В селе газа нет, топят дровами. Машина колотых дров (5 кубов) стоит 18 тысяч, на зиму надо три таких машины. Ради экономии многие установили в домах тены, но выиграли немного: цена киловатта с июля в селе поднялась до 3,13 рубля. Правда, учителям компенсируют 1440 рублей за коммунальные траты. С другой стороны, если по сельским меркам, то зарплата не самая маленькая, в среднем 40 тыс. рублей. Но! В эту сумму входит все: и ставка, и совмещение, и стимулирующие, и доплата за классное руководство. У Родионовой классного руководства нет. Оклад - 11 тыс. рублей. Если работать на одну ставку (18 часов в неделю), выйдет, как у технички, чуть больше 20 тыс. В 2001 году она получила второй диплом - социального педагога, а через год возглавила культурно-образовательный центр "Социум села Башкирское", один из первых в области. Работает там на полставки. Некоторые ее коллеги также приобрели дополнительные специальности: психолога, дефектолога, логопеда. Директор не препятствует, даже поощряет. Понимает: тяжело удержать хорошего учителя без достойной зарплаты, особенно когда по области 250 вакансий, в том числе 56 - на селе. У них дефицита и текучки кадров нет. Восемь из 17 учителей, в том числе директор, - выпускники этой школы. Средний возраст - 40 лет.
А ведь был в жизни Елены Родионовой момент, когда педагогика ее совсем не привлекала. "Кем угодно, только не учителем", - говорила, когда ее спрашивали, кем она хочет быть. Но от судьбы не уйдешь. Ее мама 28 лет возглавляла ту же школу, где она сейчас работает. Теперь портреты мамы (Отличника народного образования) и дочери (Почетного работника общего образования) висят рядом в школьной галерее славы.
- Приезжайте к нам еще, - приглашают школьники. - Только летом, когда у нас все цветет.
- Летом вас здесь, наверное, уже не будет: разъедетесь кто куда. Сами-то приезжать домой будете?
- Конечно. К родителям...
Да, молодежь уезжает. Работы в селе для нее нет. Вот если бы газ провели, тогда производство можно открыть, например переработку, говорят учителя. Глядишь, населения бы прибавилось, учеников в школе стало побольше. А так перспективы, прямо скажем, не радужные. В 1-м классе - девять человек. Сколько из них дойдет до 11-го, неизвестно. Хотя что загадывать? Жизнь так стремительно меняется, что не знаешь, что будет через месяц. Может, и школы в будущем не понадобятся, учителей заменит искусственный интеллект. Но Елена Родионова конкуренции с роботом не боится. Разве сможет искусственный интеллект рассказать историю родного края лучше, чем она? На территории школы есть музейная комната, она там - хозяйка. Каждый экспонат здесь прошел через ее руки. В соцсетях ведет группу "Наше село Башкирское". В одной из последних заметок рассказывает о встрече двух выпускников школы, а ныне бойцов СВО, с юнармейцами и старшеклассниками. Она сама волонтер и вовлекла в это движение школьников.
- Создавать виртуальную реальность они научатся и уже немного умеют, а вот научить быть человеком сложнее, - считает учительница.
Валентина Пичурина, "Российская газета", Курганская область
Елена Родионова:
- Я вообще-то на жизнь никогда не жалуюсь. И детей так учу: рассчитывать на себя. И все-таки мне непонятно, почему учитель высшей категории каждые пять лет должен подтверждать свою квалификацию? Если честно, это даже как-то унизительно. Разве мои медалисты, победители и призеры олимпиад - это не доказательство? В прошлом учебном году у нас два выпускника окончили школу с золотой медалью и подтвердили свои высокие баллы по обществознанию. Считаю, что высшая категория, которую мне присвоили 22 года назад, должна устанавливаться раз и навсегда.