13.11.2024 14:58
Общество

Семья идет в класс: О чем расскажут на уроках семьеведения

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (9501) Российская газета - Столичный выпуск: №259 (9501)
С этого учебного года в российских школах появился новый учебный предмет - "Семьеведение". Пока - без официальных учебников и в виде внеурочной деятельности. Но книги уже на подходе: издательство "Просвещение" начало подготовку курса учебных пособий по "Семьеведению" для 5-9 классов.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Как заверяют в издательстве, вся работа идет вместе с учителями, родителями и экспертами-психологами при активном участии комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

Подчеркнем: курс внеурочный, начинается с 5 класса и рассчитан на 34 академических часа (раз в неделю). Школы уже сейчас могут ставить его после основных уроков или включать элементы в программу понедельничных "Разговоров о важном", но пока это не обязательная история.

Учебники, по которым будут преподавать "Семьеведение", должны появиться в первом квартале 2025 года. Это будут пособия для 5-7 и 8-9 классов. В каждом - по пять разделов, которые повторяют разделы рабочей программы курса "Моя семья", размещенного на портале единого содержания общего образования Минпросвещения. Вот эти разделы: "Человек, семья, общество", "Мои родственники - похожие и разные", "О семейном уюте и не только", "Важней всего - погода в доме", "Современная семья и право".

Авторы курса обещают, что уроки будут проходит в форме простой доверительной беседы, без контрольных работ и оценок.

Госдума одобрила законы о защите семейных ценностей

Например, первая "глава" раздела "Человек, семья, общество" - "Как и для чего создается семья?". О чем здесь? Для 5-7 классов - о семье в различные исторические эпохи: от древности до настоящего времени. Расскажут о мотивах создания семьи и вступления в брак. Познакомят с духовно-нравственными ценностями.

Для 8-9 классов содержание такое: "Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье. Семья и брак в современном обществе".

В разделе "Мои родственники - похожие и разные" можно будет обсудить проблемы братьев и сестер. Например, в 5-7 классах в таком ключе: "Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье как необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях". Для ребят постарше темы такие: "Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления".

Все еще есть вопросы: кто будет преподавать, где взять столько психологов и историков? Но без нравственного стержня прочную семью не создать и не сохранить

Насколько своевременно появление такого курса? Нужно ли делать его обязательным? Зацепят ли разговоры о важном и семейном учеников-подростков?

По мнению детского и семейного психолога Михаила Зотова, идеальное место для подобных разговоров - это первый курс университета, но при умелом подходе и для школьников он может быть полезным.

/ Виктор Драчев/ТАСС

- Уже очень давно, лет 15 точно я говорю, что подобные вещи нужно давать на первых курсах всех вузов - от мала до велика. Студенты по-другому размышляют, они уже ближе к пониманию о взрослой автономной самостоятельной жизни, - считает психолог. - Есть большая вероятность, что подростки на таких уроках будут сидеть и хихикать или, напротив, нервничать. В их замечательные головы эта без сомнения важная и нужная информация вряд ли войдет. Кажется, немножко неточно выбран возраст. 9-11 класс - куда ближе. Но там уже подготовка к ЕГЭ, перегружать дополнительной информацией не хочется.

Путин: Семья - это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности

Михаил Зотов говорит, что именно студенческий возраст позволит получить тот самый отклик, которого хотят создатели курса.

- Отлично, что такая тема вообще появилась, и кажется, именно в вузах это должно появиться как отдельный предмет с рефератами и сочинениями, - говорит эксперт.

У Светланы Котовой четверо детей. Она учитель высшей категории и член Всероссийского родительского комитета. Светлана уверена: создание учебника и введение курса по семьеведению - важный шаг к восстановлению и популяризации традиционных семейных ценностей.

- В современных условиях, когда дети подвергаются влиянию негативных идеалов, важно закладывать основы ответственности, уважения и любви в семье со школьной скамьи, - говорит многодетная мама. - Мы должны говорить о семейных ценностях в школе. Это тот фундамент, на котором строится будущее нашей страны. Мы должны обезопасить детей от прозападных "идеалов", таких как однополые браки, гендерная свобода и неуважительное отношение к своим родителям с позиции "мне должны". Все эти установки разрушают семейные узы. Мы сегодня наблюдаем множество семейных трагедий. Сейчас нам важно стать для ребенка значимым взрослым, иначе наше место займут другие. Важно создать на занятиях такое пространство, где дети и подростки смогут научиться ценить свои корни, традиции и уважать свой род, свою семью.

Мнения

Денис Князев, автор проекта "Свадьбы народов мира: культурное наследие", гендиректор АНО "Международный культурный диалог":

Nature Human Behaviour: Отсутствие семьи на 80% повышает риск развития депрессии

- Традиционные семейные ценности были и остаются фундаментом сильного многонационального государства. Нравственно здоровая и духовно богатая семья - это одна из основ гармоничного общества. В условиях стремительного прогресса в сфере информационных технологий связь между представителями разных поколений становится слабее. У молодых людей размываются духовно-нравственные ориентиры. И сейчас очень актуально идти в ногу со временем и продвигать значимые инициативы, направленные на популяризацию семейных ценностей среди школьников. Детям важно показывать успешные примеры, и, на мой взгляд, особенно мощный стимул сможет придать живое общение с представителями больших семей как ярким примером крепкого и счастливого союза. В том числе, обращение к истории, посвященной семье в разные времена, позволит нам понять ключевые идеи, которые наши предки пытались донести до нас.

Борис Костенко, декан факультета международной политологии и журналистики Института Русской политической культуры:

- Инициатива с внедрением курса "Семьеведение" в средней школе сначала была встречена с энтузиазмом. Уверенное большинство опрошенных родителей поддержали начинание. Позднее возникли вопросы, как в родительском сообществе, так и у законодателей. Вот основные: кто будет преподавать, где взять столько квалифицированных и подготовленных психологов и историков, а также когда выйдет пакет методических материалов, пособий и, собственно, сам учебник? На последний вопрос ответ получен: учебник ждем в 2025 году. Мы возвращаемся к главному - воспитанию гармоничной и социально активной личности с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. А если проще: без нравственного стержня, а также без отказа от атеистического, потребительского воззрения на мир, прочную и многодетную семью не создать и не сохранить. Если такие мысли новый курс сформирует в головах наших старшеклассников, то у нашей страны обязательно будет достойное будущее.

Елена Крючкова, мама 17 детей, член Всероссийского родительского комитета и Национальной родительской ассоциации:

Профессор Зубец: За воспитание детей матерям надо платить зарплату

- Внедрение в школьную программу предмета "Семьеведение" стало одним из лучших решений. Важнее, чем семья и ее сохранение, соблюдение ценностей и передача традиций из поколения в поколение, ничего и нет. Но для получения качественного результата и счастливых семей необходимо учить и учиться. На уроках "Семьеведения" успешные семьи России могут поделиться своим опытом и знаниями. Возможно, такая классная идея решит проблему растущего числа разводов, а значит, улучшит качество и счастье наших семей. Начиная прививать ценности семьи с раннего возраста детей, в наших интересах заложить и научить их продолжать свой род достойно.

Ксения Зотова, глава родительского комитета московской школы, мама 2 детей:

- Очень странно выделять каждый аспект жизни в отдельный курс. Это хорошая направленность, поддержка целостности семьи, но все эти темы безболезненно можно осветить исключительно в рамках "Разговоров о важном" (разве семья - не важное?), на уроках по обществознанию, истории. И, честно, режет ухо само слово "Семьеведение". Мы стремимся к гармоничному развитию личности и в это же время делим весь мир вокруг ребенка на отдельные курсы и учебники. Не прошел курс - не заводи семью?

Между тем
Повара каждый раз поражают мастерством и чуть ли не ресторанной подачей школьных завтраков и обедов. / Пресс-служба главы Республики Мордовия

В Москве наградили победителей Всероссийского конкурса "Лучшие школьные столовые". Федеральный тур проходил в Республике Мордовия, где сначала выбрали лучших поваров, а потом испытания проходили школьные команды. Лидеров определяли в трех номинациях: лучшая столовая городской школы, сельской школы и школы города-миллионника.

Кубок за первое место как лучшая столовая города-миллионника получили столовые школы N 164 Санкт-Петербурга и гимназии N 2 Нижнего Новгорода. Лидерами среди городских школьных столовых стали гимназия N 9 им. Островского в Сочи и Киришская школа N 3 Ленинградской области. Лучшая столовая сельской школы - в Песчанокопской средней школе N 1 им. Г. Алисова Ростовской области. А Гран-При конкурса получила команда Мордовии.

- Впервые за четыре года конкурс собрал представителей 75 регионов нашей страны: школьных поваров, организаторов питания, представителей органов управления образованием и экспертов. Также впервые в полном формате участвовали новые регионы России, - рассказала директор Федерального центра мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО ГУП), профессор РЭУ им. Плеханова Валентина Иванова.

Семья и дети Образование