Для решения этой проблемы в 2023 году была принята Концепция развития дорожного образования до 2035 года. В ней определены приоритетные задачи: привести образовательные программы всех уровней в соответствие с требованиями работодателей, разработать новые образовательные программы под "профессии будущего"; развивать научно-исследовательскую и инновационную деятельность, международное научное сотрудничество. Также поставлены цели создать центры научных исследований мирового уровня и цифровизовать образование и ключевые бизнес-процессы транспортных университетов.
Подготовка с перспективой
"Для развития дорожного образования в последние годы многое сделано: при содействии Министерства транспорта Российской Федерации мы создали в Российском университете транспорта (МИИТ) Академию дорожного хозяйства, - сообщил на XI Международной специализированной выставке "Дорога-2024", которая прошла в Екатеринбурге в октябре 2024 года, глава Росавтодора Роман Новиков. - Представители отрасли оказывают содействие в оснащении Академии современным оборудованием и учебными материалами".
"В 2023 году мы провели первый набор студентов на программы высшего образования по направлениям подготовки "Строительство", профиль "Автомобильные дороги" (бакалавриат); "Строительство уникальных зданий и сооружений", специализация "Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений" (специалитет); "Строительство", профиль "Управление автомобильными дорогами" (магистратура), - рассказала "РГ" проректор РУТ (МИИТ) Татьяна Марканич. - Сейчас в академии по ним обучается 179 студентов".
Ведут подготовку кадров для отрасли и региональные вузы, в их числе Сибирский государственный автодорожный университет (СибАДИ). Здесь реализуются такие программы по направлению "Строительство", как "Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений" и "Строительство (реконструкция), эксплуатация и техническое прикрытие мостов и тоннелей" (специалитет); "Автомобильные дороги", "Организация инвестиционно-строительной деятельности (бакалавриат); "Автомобильные дороги" и "Управление инвестиционно-строительной деятельностью" (магистратура).
"Вуз уделяет внимание не только подготовке специалистов с высшим образованием, но оказывает посильную помощь и системе среднего профессионального образования, - пояснил "РГ" ректор университета Александр Жигадло. - Вместе с сетью колледжей Омского региона мы создали Ассоциацию транспортного и строительного образования и сообща решаем вопросы подготовки механизаторов и кадров других рабочих специальностей".
Кадры для отрасли готовят и учреждения среднего профессионального образования. Среди них - старейший Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева, работающий с 1929 года. Среди прочих он готовит и специалистов по направлениям "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов", "Организация перевозок и управление на транспорте", "Операционная деятельность в логистике", "Сервис на транспорте (по видам транспорта)", "Информационные системы и программирование", ежегодно выпуская более 1,4 тысячи специалистов. 93 процента выпускников трудоустраиваются по профилю обучения. Это достигается в том числе и за счет сотрудничества с партнерами-работодателями, которых у колледжа более 180.
Надежные партнеры
Вузы также готовят специалистов в сотрудничестве с работодателями, что дает студентам возможность получить актуальные знания и навыки и стать востребованными на рынке труда. Так, на базе РУТ (МИИТ) создан Отраслевой учебно-методический центр образования в сфере дорожного хозяйства. Центр стал площадкой для обмена знаниями и опытом между вузами, колледжами и работодателями. По запросу "Газпромнефть - Битумные материалы" вместе с РОСДОРНИИ, МАДИ и СибАДИ разрабатывается магистерская программа, ориентированная на дорожное строительство и нефтепереработку.
Академия дорожного хозяйства РУТ (МИИТ) привлекла в свой преподавательский состав ведущих экспертов дорожно-строительной отрасли, сотрудников Федерального дорожного агентства, Ассоциаций "Р.О.С.АСФАЛЬТ" и "РАДОР", компаний "Автодор-Инжиниринг", "ТТМ" и других.
Учащиеся Московского автомобильно-дорожного колледжа им. А.А. Николаева проходят подготовку на новом оборудовании более чем в 30 высокотехнологичных лабораториях: мастерских по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, в сборочно-разборочных мастерских, в покрасочном цехе и лаборатории геодезии и многих других. Начиная с первого курса, каждый из них проходит практическую подготовку и на предприятиях партнеров - "СП БИЗНЕС КАР", "Мосгортранс", "РОЛЬФ", "БорисХоф Холдинг", "АЯ Логистика", "Автомобильные дороги", "Авилон АГ", "Автотранспортная компания" и ряде других.
Из аудитории - на предприятие
Компании дорожной отрасли заинтересованы в подготовке квалифицированных специалистов, а профильные учебные заведения - в том, чтобы студенты приобретали необходимый практический опыт. Поэтому ведущие работодатели из регионов предоставляют студентам возможность пройти производственную практику в реальных дорожно-строительных условиях под руководством опытных наставников.
Вузы и компании отрасли понимают, что профессиональную ориентацию необходимо начинать как можно раньше. В СибАДИ совместно с предприятием "Мостострой-11" создали базовую кафедру, которая ведет набор обучающихся внебюджетной формы подготовки по программе "Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей", пояснил Александр Жигадло. Программа уникальна тем, что подготовка начинается с качественного отбора школьников на базе открытых профильных классов "Мостострой-класс". С участием сотрудников университета занятия проводятся очно и с помощью телекоммуникационной связи. Школьники Исилькульского лицея, Крутинской общеобразовательной школы и лицея N149 Омска под руководством специалистов разрабатывают проекты мостостроительной направленности. Из профильных классов абитуриенты поступают в СибАДИ и, начиная с первого курса, имеют возможность проходить практику в условиях реального производства по принципу "вертушки", то есть получения практических навыков на разных производственных площадках. При этом свой ценнейший опыт им передают высококвалифицированные специалисты и успешные руководители.
Еще одним перспективным направлением подготовки кадров для отрасли стало создание передовой инженерной школы (ПИШ) транспортного строительства на базе СибАДИ. Школа будет сочетать в себе развитие исследовательской, образовательной и предпринимательской деятельности студентов.
Отточить свои навыки, получить опыт работы на дорожных объектах будущие специалисты отрасли могут и в рядах студенческих строительных отрядов (ССО). Начиная с 2016 года более двух тысяч студентов-дорожников приняли участие в работе стройотрядов. Они трудились на строительстве Керченского моста, капитальном ремонте участков трассы А-393 Южно-Сахалинск - Оха, реконструкции отрезка автомобильной дороги А-360 "Лена", строительстве мостового перехода через реку Марху, капитальном ремонте участка трассы А-331 "Вилюй", строительстве и реконструкции отрезка автодороги Р-504 "Колыма".