На прошлой неделе в Большом зале Московской консерватории прошел концерт, посвященный 10-летию проекта "Возрождаем наследие русских композиторов".
За десять лет единственная в стране радиостанция классической музыки "Орфей" подготовила к исполнению две тысячи страниц нотного материала. А это 17 российских композиторов, чье творчество практически было забыто. 11 СD-дисков, 4 документальных фильма, 5 спектаклей, 9 концертов, более полусотни программ о жизни и творчестве композиторов. Цифры, по-моему, невероятные. Как говорил герой моего любимого фильма: "Не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть".
Понимаете, да? Радиостанция не на словах, не призывами - на деле возрождает великую забытую русскую музыку. Десять лет - это, конечно, юбилей. Но кажется, что для руководителя холдинга "Орфей" Ирины Герасимовой, продюсеров Оксаны Серёженко и Дмитрия Ермиличева круглая дата вовсе не подведение итогов, а продолжение пути.
Конец XIX и ХХ век породили на Руси такое количество замечательных композиторов, что, кажется, открывать их будет можно еще долгие годы. Кстати, международный фестиваль, посвященный музыке забытых композиторов, так и называется "Энергия открытий". В этом году он проводился в четвертый раз. Очень точное название: открытия порождают энергию, стремление открывать и открывать новое.
На мой вкус концерт в БКЗ получился замечательный. Главный герой концерта - симфонический оркестр радио "Орфей", возглавляемый Сергеем Кондрашевым. Кондрашев не просто известный и мощный дирижер, он еще и исследователь. Он проводит серьезную исследовательскую и профессиональную музыкальную работу, чтобы зазвучала забытая музыка.
Всегда теряюсь, если надо написать, как играл оркестр. Какими словами? Какими терминами? Знаете, когда сидишь в зале и рождается ощущение, будто музыка тебя обволакивает и ты словно не в кресле находишься, а в музыкальном коконе. Вот так примерно играет оркестр.
У вечера был чудесный ведущий, популярный актер Театра имени Моссовета Александр Яцко. Кто такой ведущий подобного концерта? Тот, кто должен просто хорошо и внятно прочитать написанный ему текст? Так? Да не так. Во-первых, Яцко много (но не сверх) говорил от себя: интересно и искренне. А главное, чужой текст он присваивал, как говорят артисты, создавая своеобразный мостик от исполнителей к зрителю, творя атмосферу. Я ни раз вел подобные концерты и могу сказать: это трудная задача. Яцко справился блестяще.
В этот вечер в зале не просто звучала музыка, подобающая юбилейному концерту. Перед нами проходили судьбы композиторов. Некоторых из них - сложись иначе обстоятельства - вполне могли бы называть сегодня великими. Но обстоятельства сложились так, а не иначе, и они стали забытыми.
Генеральный прогон балета Владимира Дешевова "Бэлла" состоялся 22 июня 1941 года. Не трудно догадаться, какая судьба ждала постановку. А музыка - мощная, своеобразная.
Александр Мосолов был знаменитым авангардистом. На вечере прозвучало его произведение под чудесным названием "Тракторная колонна прибывает в деревню". Редкий случай, когда можно пересказать сюжет музыкального произведения. Двадцатые годы прошлого века. Деревня, которая существует плохо и затхло. А потом в нее приезжают трактора, и она начинает жить гораздо лучше.
Мосолов по надуманному обвинению, как нередко бывало в те годы, попал на лесоповал. Провел там год. После чего музыка его стала совсем иной, она как бы успокоилась, из нее ушли страсть и азарт.
Люди, которые хотя бы немного интересуются музыкой, знают, что был такой замечательный дирижер Николай Голованов. Но не всем известно, что он еще и сам писал музыку. На вечере прозвучала сюита из его оперы "Принцесса Юрата" - занятной музыкальной сказки.
Проект "Возрождаем наследие русских композиторов" расширяет понятие "советская музыка". Мы узнаем имена композиторов, которые редко упоминаются в рассуждениях об этом периоде.
Простая аналогия: советская литература ХХ века долго существовала без главных произведений двух гениев: Платонова и Булгакова. Еще не печатали Цветаеву. Ильф и Петров были долго под запретом. Согласитесь, что когда эти имена - в разное время - открылись, наш взгляд на советскую литературу сильно изменился.
Есть ли среди композиторов, чьи произведения прозвучали на концерте, гении такого масштаба? Не знаю. Нет у меня такой линейки, которой можно измерить музыкального гения. Но то, что все авторы заслуживают нашего повышенного внимания - безусловно.
Меня, скажем, совершенно поразило "Интермеццо для кларнета с оркестром" Александра Цфасмана. Невероятная музыка!
Радио "Орфей" и его партнеры по по проекту собрали то, что раньше было не собрано. Этакое собрание несобранного: достойная (как минимум) музыка, пылившаяся в нотных архивах. Не озвученные ноты еще более немы, чем не озвученные слова в пьесе, которую все-таки все можно прочесть. А нотную грамоту, увы, знает не так много людей.
И вот благодаря азартным людям, благодаря замечательному дирижеру Сергею Кондрашеву ноты ожили. Низкий поклон.