Постоянно растет выручка предпринимателей, занятых в электронной торговле. Соответственно растут налоги. Маркетплейсы - зло или благо для региональной экономики? Бытует мнение, что развитие интернет-торговли приведет к закрытию магазинов у дома, поскольку они не смогут конкурировать. На рынок труда выйдут многочисленные разорившиеся работники. Так ли это? Статистика рынка труда показывает, что наблюдается дефицит кадров в разных отраслях, включая и сферу обслуживания. Многие перепрофилируют свою деятельность, открывая пункты выдачи заказов. Казалось бы, рынок сам расставит акценты и позволит людям создать наиболее успешные компании. Зачем государству вмешиваться? Без поддержки государством инфраструктуры и логистики такого сложного бизнеса не будет роста. Например, в Воронежской области построены два логоцентра Ozon. Это позволяет ускорять доставку товаров. Интернет-торговля - одно из современных чудес экономики - невозможна без логоцентров, доставки, помещений, в которых выдают товары, то есть без офлайн-центров, где и происходит реальный обмен финансов на продукт.
Если задуматься, то мы в ходе интернет-покупок совершаем удивительные действия: переводим незнакомому человеку деньги за товар, который увидели только на картинке. Мы верим в то, что получим свой заказ, а компания верит, что получит плату. Это невероятный уровень доверия. Он меняет сознание, становится стимулом развития новой экономики.
И все бы хорошо, но здесь люди остро нуждаются в помощи государства. Злоупотребление доверием приводит к росту мошенничества. За 10 месяцев 2024 года воронежцы отдали мошенникам 1,7 миллиарда рублей. Этих денег хватило бы на строительство 10 школ. Как результат - растет запрос со стороны населения к государственным институтам, которые могли бы усилить защиту людей на новых рынках, повысить безопасность.
Парадокс рынка: усиление прямых контактов производителей с конечными потребителями не устраняет, а усложняет контроль. Рост виртуальных рынков требует новых компетенций, нового уровня законодательства, новых инструментов контроля. Успешные практики возврата потерянных гражданами средств (а это пока незначительный процент) способствуют росту доверия в целом. Важная забота государства и людей - повесить замок от мошенников на виртуальный кошелек. Выработка эффективных механизмов защиты от телефонных и кибермошенников (например, блокировки таких звонков при помощи ИИ) может стать конкурентным на мировой арене продуктом и даже элементом бренда и "мягкой силы". А жители смогут потратить сохраненные деньги в регионе, стимулировать развитие, что приведет к восполнению бюджетного дефицита. Для повышения уровня жизни помощь в сохранении финансов и имущества не менее важна, чем социальные выплаты. Ведь жертвы мошенников - обычные люди.