19.11.2024 11:47
Культура

В зале им. Чайковского отметят юбилей Альфреда Шнитке

Классика недели: Башмет, Миронов, Стихина, Сулимский, Антоненко, Юровский, Тимофеев
Текст:  Илья Чекинев
Юрий Башмет и Евгений Миронов покажут "Видный миру смех и неведомые ему слезы", Екатерина Антоненко заставит потерять дар речи, Ярослав Тимофеев поборется с иллюзиями, любимая опера прозвучит в "Зарядье".
/ Борис Кауфман/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Кто играет: Симфонический оркестр "Новая Россия" (дирижёр Юрий Башмет), Евгений Миронов и Мария Смольникова (художественное слово). Режиссёр Марина Брусникина.

Что играет: А. Шнитке - "Гоголь-сюита" из музыки к спектаклю "Ревизская сказка", Н. Гоголь - Фрагменты из поэмы "Мёртвые души".

Почему идти: Альфред Шнитке использовал кино и театр как полигон для отработки приемов, применяемых им в "серьезных" сочинениях. Юбилейный вечер композитора "Видный миру смех и неведомые ему слезы" напомнит о легендарном спектакле Театра на Таганке "Ревизская сказка", музыку к которому сочинил Шнитке. Это не авторский вечер Евгения Миронова и не концерт оркестра "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета. Объединив великого писателя XIX века с музыкой признанного классика ХХ века, знаменитый актер и выдающийся маэстро открывают новый ракурс видения того и другого - как и самих себя.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 24 ноября; 1 500 - 7 000 руб.

/ МКЗ "Зарядье"

Кто играет: Елена Стихина, Владислав Сулимский, Алексей Татаринцев, Екатерина Сергеева, хор "Мастера хорового пения", Московский государственный симфонический оркестр под управлением Иван Рудина.

Что играет: П. Чайковский - "Евгений Онегин".

Почему идти: "Евгений Онегин", как писал Пушкин, был плодом "легких вдохновений, незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Полная легкой ностальгии, сладкой меланхолии и прекрасных мелодий опера Чайковского удивительно точно рифмуется с "романом в стихах". Одна из самых репертуарных опер мира будет представлена зрителям зала "Зарядье" в полусценическом исполнении. Исполнительский состав впечатляет - начиная с титулованных солистов Мариинского театра и "Новой оперы" и заканчивая Московским государственным симфоническим оркестром под управлением Ивана Рудина. Операманам остается лишь "Под звуки песен этих мечтами уноситься иногда куда-то далеко...".

Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 23 и 24 ноября; 1 500 - 6 000 руб.

/ Московская государственная академическая филармония

Кто играет: Государственный академический камерный оркестр России, вокальный ансамбль Intrada (дирижер Екатерина Антоненко), солисты Диляра Идрисова, Екатерина Проценко, Иван Бородулин, Михаил Нор, Клим Тихонов, Игорь Подоплелов, Илья Татаков.

Что играет: Г.Ф. Гендель - "Страсти по Брокесу" для солистов, хора и оркестра.

Почему идти: "Когда звучит музыка Генделя, атеист теряет дар речи", - говорил Бернард Шоу. "Страсти по Брокесу" - именно такой случай. В своем пассионе Гендель использовал не евангельский текст, а либретто немецкого Бартольда Генриха Брокеса - поэтическое осмысление Иисуса. Некоторые полагают, что по эмоциональности это сочинение ни в чем не уступает, а то и превосходит известные пассионы Баха. Так или иначе, налицо серьезное испытание для исполнителей: красочность инструментовки, монументальность хоровых партий и головокружительные сольные партии требуют высочайшего уровня техники и тонкого вкуса. Вызов примут молодые, но уже достаточно известные российские вокалисты, Государственный академический камерный оркестр России и вокальный ансамбль Intrada - большие мастера по части музыки не просто красивой, но и стремящейся к чему-то еще.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 20 ноября; 1 200 - 3 000 руб.

/ Московская государственная академическая филармония

Кто играет: Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова (дирижер Дмитрий Юровский), хор "Мастера хорового пения", солисты Елена Ревич, Глория Тронель, Лориана Треган-Маркус, Эмануэле Д'Агуанно. Ведущий Ярослав Тимофеев.

Что играет: А. Шёнберг - Четыре пьесы для смешанного хора, Л. Ноно - Канонические вариации на серию Арнольда Шёнберга (из "Оды Наполеону"), Л. Даллапиккола - "Тартиниана", А. Сысоев - "Ноно", Л. Ноно - "Прерванная песнь".

Почему идти: Абонемент Московской филармонии "Другое пространство. Continuo" представляет ключевые произведения последнего столетия, а также сочинения наших современников. Первый концерт нынешнего сезона цикла приурочен к юбилеям столпов новой европейской музыки - 150-летию со дня рождения Арнольда Шёнберга и 100-летию со дня рождения Луиджи Ноно. Первый, основатель Новой Венской школы, придумал серийную технику композиции. Именно эту технику через несколько десятилетий использовал второй - ключевая фигура итальянского авангарда. Помимо опусов Шенберга и Ноно прозвучит "Тартиниана" Луиджи Даллапикколы, обогатившего скрипичные рулады Джузеппе Тартини гармониями ХХ века. В программе также премьера Этюда для оркестра и электроники Алексея Сысоева, называющего свою музыку "игрой в борьбу со слушательскими иллюзиями".

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 21 ноября; 800 - 2 000 руб.

Классика