26.11.2024 21:20
Культура

В Мариупольском театре завершают репетиции гоголевского "Ревизора"

Текст:  Александр Перов
Актеры и постановщики Мариупольского театра завершают репетиции гоголевского "Ревизора". Если все будет хорошо, то 7 декабря бессмертную комедию увидят зрители.
/ Скриншот из видео
Читать на сайте RG.RU

Именно "Ревизором" открывался мариупольский театр в далеком 1887 году, потом было разное - распадались страны, кипели войны, менялись герои, менялось и отношение к Гоголю и Хлестакову. Наконец, от действующих лиц самой знаменитой русской комедии требовали говорить на непонятном для них языке - на украинском, и, чем все это закончилось, мы помним. Еще совсем недавно на главной городской площади, Театральной, зияли обгоревшие стены...

Когда еще по лежащему в руинах городу разнеслась весть, что театр будет обязательно отстроен, оставшиеся в Мариуполе актеры и режиссер Сергей Мусиенко решили: первый спектакль, который сыграют на новой сцене, будет "Ревизор". И красиво, и символично. Город возвращается к истокам, театр - не отстает.

Увы, к премьере завершить все работы в новом здании театра строители не успели, показ состоится на сцене городской филармонии, но нет сомнений: когда на Театральной площади снова перережут красную ленточку, первое, что услышат зрители - на родном русском языке: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам..."

Но известие, конечно, будет преприятное. Ревизора здесь заждались.

Санкт-Петербургский ТЮЗ готовит премьеру спектакля "Бременские музыканты"

Сергей Мусиенко - режиссер, которому не чужды ирония и гротеск, отсюда и место действия первой сцены - сауна. Именно там начинает закручиваться клубок гоголевской пьесы. Но это совсем не значит, спешат заверить в театре, "что мы пытаемся переиначить классику на современный лад". Нет же: "Классика остается классикой, а намеки на современность - это, чтобы зрителю было что "прочитать".

Обещают в мариупольском "Ревизоре" и необычную линию с Гоголем и Пушкиным, последний, как известно, подсказал младшему товарищу сюжет пьесы. Красной нитью через весь спектакль пройдет с детства знакомое "У лукоморья". Его поют девушки в сауне, да и в кабаке, где Хлестаков с Осипом праздно проводят время, звучит песня про Лешего, что бродит, и Русалку, что на ветвях сидит. Зачем в комедии все это? Ответ в тех корнях, которые держат дуб зеленый.

"Это о дружбе Гоголя и Пушкина. Но Николай Васильевич, конечно, здесь на первом месте - классик, который современен во все века, - рассказывает режиссер. - Хочется, чтобы наша постановка сохранила гоголевскую мистику, фантасмагорию".

В остальном - буква к букве, от Гоголя в Мариупольском театре не отходят дальше, чем позволяет гениальный, а значит, провоцирующий на интерпретации текст классика. Вот и все фраки, платья - "в историческом ключе". Когда постановщиков спросили: "Может быть, надо было осовременить одеяния?", они ответили по-донбасски прямо: "Пуская это "Индия фильм" делает, их Хлестаков дерется с чиновниками в стиле современных боевых искусств".

Все роли исполняют артисты мариупольской сцены, а техникой, реквизитом и советами помог Межрегиональный независимый профсоюз актеров театра и кино. Возрождение знакового для Мариуполя спектакля также поддержал Президентский фонд культурных инициатив.

Вышел документальный фильм "У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца"

Музыку для постановки сочинил глава Союзов композиторов Евразии Андрей Батурин, который уже не в первый раз сотрудничает с Мариупольским театром.

"В возрожденном спектакле участвовало много людей со всей страны, - подчеркивают в театре, - значит, нам обязательно нужно будет раздать долги. Спектакль ждут гастроли".

В график всероссийских гастролей на 2025 год мариупольский "Ревизор" уже внесен.

Драматический театр Литература Донецкая Народная Республика