26.11.2024 18:44
Культура

В Екатеринбурге прошел фестиваль "Лабиринты Шнитке"

Текст:  Лариса Барыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (9514)
90-летие Альфреда Шнитке всколыхнуло интерес к творчеству одного из самых значимых отечественных композиторов XX века. Его музыка парадоксальна, внутренне диалогична, наполнена поразительными контрастами как, собственно, его жизнь и судьба.
Долгое время музыка Шнитке у нас почти не звучала. В юбилейном году ситуация изменилась: настало время открытий! / Татьяна Андреева / РГ
Читать на сайте RG.RU

Долго и упорно отвергаемый советским официозом, Шнитке тем не менее стал культовой фигурой в среде интеллигенции, а в его близких друзьях и соратниках оказались крупнейшие музыканты своего времени: Геннадий Рождественский, Наталия Гутман, Гидон Кремер, Олег Каган, Юрий Башмет… Один из тройки признанных советских авангардистов "Губайдулина-Денисов-Шнитке", композитор много работал в сфере кино и театра, объяснял свою музыку термином "полистилистика", а главной целью жизни считал преодоление разрыва между "Е" (Ernst - серьезный) и "U" (Unterhaltung - развлечение). Будучи по происхождению немцем Поволжья, Шнитке в результате долгих духовных исканий принял католическое крещение, но исповедовался православному священнику и, умерев в Германии, завещал похоронить себя в России.

Саратовский художественный музей открыл выставку к 90-летию Альфреда Шнитке

Антитезы сопровождают музыку Шнитке и после ухода ее создателя: в мире у него репутация одного из самых исполняемых и записываемых авторов, а вот в России, кажется, пару десятилетий она почти не звучала. В этом году ситуация резко изменилась, юбилей отмечается повсеместно. Не просто "датский концерт", а целый фестиваль концептуального свойства этому событию смогли посвятить лишь немногие концертные организации. В их числе Свердловская филармония, в 90-е годы первой начавшая проводить фестивали композиторов-современников. Тот факт, что исполнение масштабных симфонических произведений Шнитке филармония может реализовать собственными силами, конечно, сыграл свою роль. К Уральскому филармоническому оркестру под управлением Дмитрия Лисса, Симфоническому хору (Андрей Петренко) и Уральскому молодежному симфоническому оркестру под руководством Дмитрия Филатова присоединились приглашенные музыканты: Квартет имени Бородина, едва ли не главный российский виолончелист Борис Андрианов, скрипач Сергей Поспелов.

Шнитке ставил задачу преодолеть разрыв между искусством "серьезным" и развлекательным

Фестиваль "Лабиринты Шнитке" предложил четырехдневное глубокое погружение в его музыку, представив панораму сочинений 70-80-х годов, главного по продуктивности периода творчества композитора. Мощными кульминациями фестиваля стали два струнных концерта (тембр струнных у Шнитке часто персонифицирован как "голос от автора"). Феноменально прозвучавший на открытии Первый виолончельный (УАФО, Лисс, Андрианов), написанный композитором после выхода из тяжкого недуга, с просветленным финалом-надеждой. И Четвертый скрипичный концерт (УМСО, Филатов, Поспелов), с зашифрованными темами-монограммами коллег и друзей, словно обзор жизни с нездешних высот. Солист играл этот концерт впервые, вполне достойно, но зачем-то смазал впечатление, решив "угостить" публику виртуозным сольным бисом.

На открытии же прозвучал знаменитый Реквием с каноническими текстами на латыни, позднее использованный в спектакле "Дон Карлос" по драме Шиллера. В череде последующих реквиемов (Денисова, Слонимского, Тищенко, Мартынова и других) шнитковский в 70-е был первым. От него протягиваются нити к другим сакральным сочинениям Шнитке, которым был отдан отдельный вечер: "Три духовных хора" на тексты православных молитв и изумительный Хоровой концерт на стихи средневекового армянского поэта Григора Нарекаци из "Книги скорбных песнопений" (в переводе Наума Гребнева), ставший премьерой для екатеринбургского хора.

Алексей Сергунин рассказал, как рождалась первая симфония о Донбассе

Затейливо, но логично выстроенной показалась программа вечера камерной музыки: сначала Квартет им. Бородина сыграл Большую фугу Бетховена, одного из любимейших композиторов Шнитке, а продолжил концерт его Третьим квартетом, где основная бетховенская тема была им использована. Прозвучал и знаменитый Квинтет (к бородинцам присоединился екатеринбургский пианист Константин Тюлькин), позднее превращенный автором в симфоническую партитуру In memoriam. Триада "жизнь - смерть - бессмертие" в нем завершается темой с излюбленным мотивом "хрустальных часов вечности".

Фестиваль Альфреда Шнитке в Свердловской филармонии

Весь фестиваль венчала Сюита из музыки к фильму Михаила Швейцера "Мертвые души", которую Дмитрий Филатов вместе с музыкантами молодежного оркестра весело разыграли как лихое театральное представление. Конечно, добавив красок к портрету композитора, ведь Шнитке был не только тонко чувствующим философом, но и человеком с прекрасным чувством юмора, не чуждым самоиронии.

Фестиваль, как принято, сопровождался просветительской линией: прошли лекции, открыта выставка Российского музея музыки "Звуковые лабиринты Альфреда Шнитке". У екатеринбургской публики, ежедневно заполнявшей филармонический зал (открытие и закрытие - на аншлагах), была возможность многое узнать, открыть, вероятно, вспомнить и вновь прочувствовать, а в итоге понять очень важное: юбилей - лишь побудительный мотив. На самом деле Альфред Шнитке с его всеохватностью и контрастами, "полистилистикой" и универсализмом - идеальный автор XXI века, и, может быть, именно сейчас наступает его время.

Швыдкой: У искусства есть магнетическая способность останавливать мгновение
Музыка