27.11.2024 11:29
Культура

Собор в Чите расписывают художники из разных уголков России

Собор в Чите расписывают художники из разных уголков России
Текст:  Екатерина Еременко
Российская газета - Неделя - Дальний Восток: №270 (9512)
Когда взбираешься по ручной металлической лестнице на высоту семи-, а то и девятиэтажного дома, а затем на полусогнутых ступаешь на доски строительных лесов, боишься лишний раз оглянуться, не то что ходить - вдруг провалишься. Но эти люди в перепачканной краской одежде, уверенно водящие кистью под потолком, по всей видимости, не знают слова "страх". Монументальная живопись для них - привычное дело. Но хотя за спиной артели "Образ" уже около 30 расписанных храмов, масштабы нового проекта удивляют даже их. Уже месяц художники из разных городов России украшают собор Казанской иконы Божией Матери в Чите.
Роспись читинского храма мастера ведут в академической живописной манере / Евгений Епанчинцев
Читать на сайте RG.RU

Собор "а-ля Питер"

Мечта преобразить белые стены храма теплилась в сердцах его служителей лет десять, и, наконец, такая возможность появилась. С благословением митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Димитрия началась грандиозная работа. Холстами для 11 художников-иконописцев, прибывших из Иванова, Москвы и Санкт-Петербурга, и двух мастеров из Читы стали внутренние стены храма высотой 34 метра.

- Трудно описать, насколько сложный мы начали проект, - говорит управляющий артелью Сергей Гусев. - Честно, в моей практике это самый сложный храм, а практика моя - три десятка храмов по всей России.

Мало отобрать нужные сюжеты для росписи и продумать их расположение, необходимо в процессе учитывать, как искажения плоскостей работают на зрителя. Некоторые фигуры художникам приходится намеренно деформировать, чтобы снизу они выглядели естественно - это своего рода математическо-художественные расчеты.

Сложности добавляет и то, что роспись мастера ведут в академической живописной манере. Как рассказывает руководитель артели, в таком стиле в России работает крайне мало иконописцев. Большая часть владеет древнерусским стилем, который многие причисляют больше к ремеслу, нежели к искусству. Для реалистической же росписи требуется высшее образование, которое имеют большинство работающих здесь художников.

- Храм грандиозный, большой, и мы хотим сделать его уникальным, - продолжает Сергей Гусев. - В моем видении это получится собор "а-ля Питер", потому что смотрится такой масштаб помпезно. Взгляните, какие колонны, какие "паруса". Все ведет к тому, чтобы он был дворцом искусства. Вообще я мечтаю, чтобы входящих сюда людей немного прижимало от увиденного и они сотрясались, рассматривая все. Я думаю, это правильно. Ты входишь в храм Божий и должен это ощущать.

Как единый организм

Еще неделю назад на этом участке были белые стены, вчера - простой подмалевок, а сегодня иконописцы вносят последние штрихи. Хотя художники пишут большими кистями, на фоне громадных стен их инструменты выглядят ничтожно малыми, и пусть в работу включены аж 26 рук, все равно удивляешься, как быстро движется процесс.

Секрет прост: команда - это единый художественный организм. Ребята чувствуют друг друга, каждый занимается своим направлением - к примеру, пишет только лики, только мрамор или только орнаменты, чтобы не переключаться между разными действиями, а если надо, помогает товарищам.

Вся схема росписи в голове у Сергея Гусева, он - мозговой центр этого "организма", координирующий работу его частей. А чтобы привести отличающиеся стили художников к единообразию, в финале своей опытной рукой по изображению проходит один из старожилов артели, худрук Александр Антохин.

- У нас дело исключительно практическое, шаг влево, шаг вправо - опасность, поэтому нужно быть сконцентрированным на работе, на месте. И уметь работать в коллективе, - говорит он. - Когда что-то не получается, мы приходим домой, рассматриваем репродукции и дорабатываем, а когда получается, испытываем эйфорию. Это счастье для художника - применять свой талант на пользу людям. Когда твоя работа остается на долгие годы в таком храме - это и ответственность, и радость.

Пишут "Евангелие в красках"

Хотя работает артель в живописной манере, каноны церковной росписи никто не отменял. Художники изображают святых так, чтобы их можно было узнать даже без подписи - по сопровождающим атрибутам, цвету, особенностям жития. При этом создаются не портреты, а именно образы, лики.

- Трудно понять, это надо прочувствовать, - говорит Сергей Гусев. Недаром артель носит название "Образ".

В церковной росписи важно осознавать, что ты делаешь и какой смысл заложен в каждый сюжет, поэтому сами художники - верующие люди.

- Я занимаюсь росписью других помещений, пишу картины, создаю барельефы, скульптуры, компьютерную графику, но работа в храме для меня - главное, - рассказывает артельщик Анатолий Земсков. - Это даже не столько работа, сколько служение, потому что ты это делаешь не для кого-то отдельного, а для всех людей и для себя в том числе. Это не просто картинки, это духовное просвещение.

Если иконопись зовется "Евангелием в красках", то расписывающие храмы художники -своего рода проповедники, потому что пишут библейские сюжеты. И самая большая награда для них - найти отклик в сердцах зрителей, верующие они или нет.

- Мы хотим сделать такую работу, за которую ни нам, ни потомкам не будет стыдно, - говорит художник Андрей Жестарев. - Чтобы эти композиции стали на самом деле святыми, стали иконами для многих людей, даже несмотря на то, что выполнены в академическом стиле. И я надеюсь, что наши старания не пропадут во глубине сибирских руд.

Роспись собора разделена на два этапа. В конце декабря художники уедут домой на зимние каникулы, а после новогодних праздников продолжат работу. Полное преображение храма они обещают показать к концу февраля - началу марта 2025 года.

Забайкальский край Арт Музеи и памятники Живопись