01.12.2024 21:17
Власть

Алкоголь предлагают запретить в самолетах, поездах и на теплоходах

Текст:  Мария Кузнецова
Российская газета - Федеральный выпуск: №273 (9515)
На самолетах, судах и в поездах дальнего следования предложили запретить употребление спиртных напитков, а также вдвое увеличить штрафы за курение и распитие алкоголя в общественных местах, в том числе и на транспорте. Соответствующий законопроект внесли в Госдуму группа депутатов и сенатор, полагая, что эти меры позволят снизить количество правонарушений. Эксперты же уверены, что изменения создадут существенные неудобства и законопослушным пассажирам.
В поездах дальнего следования бар со спиртными напитками - значимая часть сервиса. / Сергей Михеев / РГ
Читать на сайте RG.RU

По данным МВД, за три предыдущих года в поездах, на воздушных и водных судах зафиксировано более 500 тыс. нарушений запрета курения, около 280 тыс. случаев распития алкоголя и 160 тыс. случаев нахождения в пьяном виде. "Эти правонарушения могут повлечь за собой как конфликты с экипажем транспортных средств и пассажирами, так и более тяжкие правонарушения, наказуемые уже уголовно", - считают авторы законопроекта.

Сейчас распивать алкоголь запрещено на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах, а также на вокзалах и в аэропортах. Парламентарии предложили дополнить список воздушными судами, поездами дальнего следования и судами в дальнем плавании. Перечень вокзалов тоже конкретизировали, добавив к ним еще речные и морские порты. На всех этих транспортных объектах уже запрещено курение.

В Госдуму поступили поправки об увеличении штрафов за нарушение ПДД

"Наибольшую опасность для пассажиров, которые перемещаются на дальние расстояния, несут люди, которые употребляют алкоголь. И если число пьяных авиадебоширов снижается из-за серьезной ответственности, то в поездах таких происшествий гораздо больше. Практически все происшествия в поездах дальнего следования происходят с участием нетрезвых людей", - рассказал "РГ" соавтор законопроекта зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов.

Советник гендиректора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию Алексей Лерон подтвердил, что в поездах инциденты с пьяными дебоширами происходят постоянно.

"Ежегодно регистрируется более 10 тыс. случаев нарушения общественного порядка нетрезвыми пассажирами. Проводники и другие сотрудники РЖД регулярно сталкиваются с подобными проблемами, особенно на дальнем следовании", - отметил он.

Сенатор Рябухин: Ограничение торговли алкоголем двумя часами - избыточная мера

Эксперт пояснил, что если пассажир ведет себя неадекватно, сотрудники поезда вызывают полицейских на ближайшую станцию, и те уже решают, что делать с пьяным: провести воспитательную беседу, выписать штраф или высадить. За хулиганские действия или угрозу жизни и здоровью окружающих нарушителя могут арестовать на 15 суток, но зачастую все заканчивается штрафом в 500-1000 рублей за мелкое хулиганство или в 500-1500 рублей за нахождение в общественном месте в состоянии опьянения.

Такие размеры штрафов законодателей тоже не устраивают. "Действующие меры ответственности за нарушение законов о запрете курения табака, распития спиртных напитков и появления в состоянии опьянения в общественных местах, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, не работают", - говорится в пояснении к законопроекту. Поправки в КоАП предполагают увеличение штрафов за указанные правонарушения с действующих 500-1500 рублей до 1000-3000 рублей, в случае употребления наркотических веществ с 4000-5000 рублей до 5000-10 000 рублей, а за повторные правонарушения - от 4000 до 5000 рублей и от 10 000 до 20 000 рублей соответственно.

"Курение, пожалуй, до сих пор самая большая проблема в поездах дальнего следования. Но на других видах транспорта она тоже существует, в самолете тоже находятся пассажиры, которые начинают курить или в салоне, или в туалете, что тоже очень опасно", - отметил Спиридонов.

Депутат сообщил, что законопроект получил положительный отзыв правительства при условии некоторых доработок. Но они, по словам Спиридонова, больше касаются юридических формулировок.

Могут ли пассажиры загоревшегося SSJ-100 рассчитывать на дополнительные выплаты

У экспертов же имеются и концептуальные замечания к предлагаемым изменениям. Руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко считает, что полный запрет спиртного на борту самолета не изменит ситуацию с авиадебоширами, потому что алкоголь является лишь косвенной причиной дебоша, первоисточник же - в моральных качествах пассажира.

"Когда в самолете пассажирам предлагают легкое вино в умеренных количествах, то в этом нет ничего плохого. В длительном полете оно помогает расслабиться. Поэтому полный запрет спиртного - это иррациональная инициатива, лучше было бы ввести ограничения на крепкие напитки и на алкоголь, принесенный с собой", - считает он.

Лерон, отметив преимущества законопроекта в части повышения безопасности и комфорта пассажиров, обратил внимание на возможные экономические последствия.

Эксперты считают, что запрет спиртного не изменит ситуацию с дебошами, потому что причина проблемы - в моральных качествах пассажира

"Запрет может повлиять на доходы компаний, которые продают алкоголь на борту. Особенно это касается поездов дальнего следования и круизных судов, где бар - значимая часть сервиса. Некоторым пассажирам такой запрет может показаться избыточным, особенно если употребление алкоголя не причиняет неудобств окружающим. А на круизных лайнерах и в вагонах класса "Люкс" пассажиры могут воспринимать запрет как снижение уровня сервиса", - говорит он.

Подобные меры стоит применять более выверенно и точечно, считает и эксперт направления "Народный фронт. Аналитика" автоюрист Екатерина Соловьева.

"Нельзя забывать, что поезда и самолеты имеют разную специфику даже по времени следования. Одно дело, когда пассажир едет несколько часов, и совсем другое - неделю", - отметила она.

Работа власти Охрана порядка Ежедневник Госдума Административное право