По мнению президента группы компаний Cognitive Technologies, гендиректора Cognitive Pilot Ольги Усковой, стоит заняться вопросами, связанными с подготовкой нужных отрасли специальностей: в первую очередь это инженер по эксплуатации робота и нейронный программист.
"Мы должны подключить к данному вопросу соответствующее министерство для изменения учебных дисциплин и для продвижения всего этого", - сказала она в Госдуме.
Во многих российских вузах есть такие образовательные направления, как микроэлектроника, наноэлектроника, этим занимаются даже целые факультеты. Велико и количество учебных мест. Однако в последние годы на эти места бывает недобор, из-за чего уменьшается и средний балл по ЕГЭ, рассказал заведующий Лабораторией рамановской спектроскопии МФТИ Артем Бровко.
"Но если спрос на это направление повысится, то резерв мест достаточно большой. Он сможет покрыть этот спрос в полной мере", - отметил он.
Микроэлектроника - сфера с высоким порогом входа. Специалист должен знать математику, физику, химию, материаловедение, а в отдельных случаях - и написание кода. Однако студенты, которые уже работают по специальности, больше защищены от выгорания. Бровко объяснил это многообразием микроэлектроники.
"Человек всегда сможет найти что-то в смежных темах, и это все еще будет направление микроэлектроники. Это такое образование широкого профиля. Человек, выбравший его, на своем карьерном треке всегда сможет переходить из одной области другую. Например, сначала заниматься разработкой новых материалов или усовершенствованием старых, потом - сосредоточиться на фактическом применении этих материалов, используя навыки программирования", - сказал эксперт.
Микроэлектроника отличается от "классических" IT-направлений, поэтому обойтись быстрыми курсами или переобучением сотрудников организации не удастся, отметил директор по развитию IT-кампуса "НЕЙМАРК" Илья Соколов.
"Работодатели приходят к тому, что профориентацию будущих микроэлектронщиков, их подготовку и адаптацию к реальности индустрии нужно начинать раньше. Как минимум, на первых курсах вузов и даже в школе - в старших, а то и в средних классах", - добавил собеседник.
Он также уточнил, что конкуренция за кадры смещается на все более ранние этапы, так как многие компании уже сейчас следят за успехами талантливых ребят, организовывают стажировки и даже готовы взять на работу.
Директор центра карьеры МГТУ им. Н.Э. Баумана Наталья Рыжова считает, что бизнесу было бы проще нанимать специалистов сразу с опытом, однако современный рынок труда требует пересмотра этого подхода.
"Работодатели понимают, что начинать сотрудничество с молодыми кадрами необходимо уже сейчас, чтобы формировать современных специалистов, - уверена она. - Процесс подбора сотрудников осуществляется параллельно для опытных специалистов и студентов, готовых учиться профессиональному мастерству. Молодые специалисты, даже без опыта, получают шанс занять стартовые позиции в компаниях".
Начинающие специалисты приходят на позиции техников, инженеров, в разработку и даже становятся руководителями проектов. Причем интерес к молодым кадрам проявляет не только крупный бизнес, где потребность в сотрудниках остается постоянной, но и малые и средние организации.
"Крупные компании создают корпоративные университеты для адаптации и обучения молодежи. Представители же среднего и малого бизнеса активно интегрируют в процесс адаптации новичков опытных наставников, поручая молодежи более сложные задачи. Это позволяет выстраивать карьерные треки и формировать лояльность к работодателю и отрасли", - объяснила Рыжова.
Алеся Самойлова, директор по персоналу DатаРу, прогнозирует, что благодаря увлечению школьников микроэлектроникой через 5-7 лет Россия получит заинтересованных в развитии специалистов, а на рынке закроется "кадровая" дыра.
Дмитрий Гаврилов, директор Физтех-школы радиотехники и компьютерных технологий МФТИ:
- Микроэлектроника – это классическое направление. Она бывает разной. Есть смещение в аппаратуру, когда специалист занимается укладкой алгоритмов «железа», разработкой непосредственно процессоров. Причём, как логических модулей, так и физических. Ниже уровнем – контролеры. Опять же, можно заниматься кодом, компонентной базой, литографией и прочее. Да, тут порог входа может казаться выше, поскольку это конкретные задачи. А классические ИТ-направления… Вообще, что такое классические ИТ-направления? Здесь важны задача и глубина погружения.
Условно, микроэлектроника тоже входит в ИТ. Может, сейчас так не принято, но я считаю, что входит. Вообще позиция любого ценного специалиста имеет высокой порог входа. Конечно, в микроэлектронике растет использование систем автоматизированного проектирования. Допустим, один из проектов нашей Физтех-школы позволяет процессорные модули описывать на простом языке программирования. А львиную долю кода пишет система.
В принципе всё к этому идёт. Человек принимает глобальное решение – создаёт такой-то модуль. А система ему помогает. Это будет и в микроэлектронике, и в системном программировании.